Философия религии в современной культуре
Список использованных источников
Философия религии в современной культуре
Феномен религии всегда занимал некое особое положение во всей человеческой культуре. В какой-то степени это связано с тем, что не существует ни единой сферы культуры, для которой может быть исключено хоть минимальное ее самоопределение по отношению к Высшему Начало, к Абсолюту.
Религиозная тема была и останется притягательной и для философии. Поскольку даже без различения конфессиональных особенностей, проблемы, которые поднимаются религией (мировой либо национальной), увлекают практически всех – без взаимосвязи с образованностью человека или его социальным статусом.
Философия религии в самом широком смысле слова означает достаточно разнородные, но остающиеся в пределах рационального дискурса суждения относительно религии, включая содержательное рассмотрение предлагаемых теми или иными религиями решений онтотеологических, этико-антропологических и сотериологических проблем. На этом основании к философии религии могут быть отнесены, например, «О природе богов» Цицерона, «Диалоги о естественной религии» Юма или «Сущность христианства» Фейербаха. Философия религии основывает свое видение религии на принципах разума и в отличие от теологии не связана субъективно с верой и откровением, а объективно – с церковью как социальным институтом. Для философа, занимающегося религией, точкой отсчета («абсолютом») является не «религия», но «разум», «наука». Рациональный дискурс о боге и его отношении к человеку и миру без ссылки на откровение и его источники исторически был представлен и в рамках церковной теологии, выступая в таком случае как «естественная теология» (в отличие от «теологии откровения»). Наиболее типичный пример – «Суммы» Фомы Аквинского [1].
В англоязычной литературе «естественная теология» до сих пор часто именуется «философией религии». Напротив, жесткое отрицание с позиций церковной теологии возможности и правомерности «философии религии», всякого участия независимого разума в обсуждении дел веры представлено в современной теологии К. Бартом. «Естественная теология» конституируется, наконец, как составная часть в системах традиционной метафизики. Она представляет собой попытку вывести из человеческого разума априори значимые суждения о боге и, таким образом, вынести на обсуждение вопросы, перешедшие затем и в философию религии, – о Боге и его атрибутах, о сущности религиозной веры, о человеке и его свободе, о взаимоотношениях между верой и разумом и т.п.
1 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии. – М.: Мысль, 2010.
2 Кимелев, Ю. А. Философия религии: Систематический очерк / Ю. А. Кимелев. – М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. – 424 с.
3 Марков, Б. В. Философия / Б. В. Марков. – Учебник для вузов. – М.: Издательский дом «Питер», 2016. – 464 с.
4 Миронов, В. В. Философия. Учебник / В. В. Миронов. – М.: Проспект, 2016. – 289 с.
5 [Электронный ресурс]:https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHc972c2694a196e0058b2c9.