Формирование здорового образа жизни детей в семье
Заключение
Список литературы
Формирование здорового образа жизни детей в семье
На современном этапе одной из основных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Это подтверждается и одним из ключевых документов современного дошкольного образования – Федеральным государственном стандартом дошкольного обрывания в пункте 1.6 «Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Для решения данной задачи необходима интеграция двух социальных институтов – семьи и дошкольного учреждения. И если детский сад продолжает закладывать фундаментальные представления ребенка о здоровье и здравом образе жизни, то азы представлений о себе и своем здоровье, об условиях его укрепления и сохранении закладываются в семье.
Научная новизна заключается в попытке конкретизации роли семьи в процессе формирования у дошкольника представлений о здоровом образе жизни, а именно в уточнении объема знаний, умений и навыков необходимых ребенку.
Цель исследования заключается в анализе представлений о здоровье и здравом образе жизни и систематизации знаний, умений и навыков, которые должны привить родители ребенку в рамках изучаемой темы.
Основная часть. В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.
Семья является ключевым институтом в формировании у ребенка нравственных, этических и других начал, которые в будущем будут определять жизненный путь ребенка, здесь же закладываются отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Это подводит нас к идее о том, что и сами родители должны разделять философию здоровья и здорового образа жизни, быть примером для своего ребенка.
Основным исследованием представлений семьи о здоровом образе жизни стал анализ психолого-педагогической и валеологической литературы, обобщение передового педагогического опыта.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [5, c. 45].
Заключение
Таким образом, семья является первичным и главным социальным институтом в формировании знаний и привычек у дошкольника о здоровом образе жизни и своем здоровье.
Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.
Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это – рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.
Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.
Под здоровым образом жизни дошкольника понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния [2, c. 37].
Здоровье ребенка еще в пренатальный период и далее зависит от условий жизни в семье, от того насколько родители ориентируются в санитарной грамотности, насколько у самих родителей сформирована гигиеническая культура. Ребенок – это «зеркало» семья со своим укладом и привычками.
К сожалению, взрослые обращают свое внимание на проблему формирования у детей привычки к здоровому образу жизни лишь в той ситуации, когда ребенку уже требуется медицинская и/или психологическая помощь. Поэтому современная дошкольная педагогика и валеология поднимает вопрос о формировании основ здорового образа жизни у человека прежде всего внутри семьи, уже начиная с ранних лет.
Вопросами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях семьи занимались А.Л. Венгер, М.И. Лисина, В.А. Сластенин, Е.О. Смирнова, А.А. Бодалев, В.Д. Давыдов и др. Все исследователи утверждали, что семья является первым социальным институт, который закладывает будущую личность ребенка, в т.ч. и модель образа жизни.
1. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 c.
2. Гуменюк, Е. И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек) / Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 162 c.
3. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2016. - 560 c.
4. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. - М.: Феникс, 2016. - 224 c.
5. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2015. - 144 c.