Педагогика
АтГУ (Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова)
Шпаргалка
на тему: «Педагогика»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
2600.00 KZT
Педагогика
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 90.
Поделиться
1.Дайте определение цели и задачам преподавания психологии
Цель обучения психологии определяются особенностями ее содержания, как гуманитарной дисциплины. Личность, отношения субъект-субъект.
Цель обучения психологии – это теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях жизнедеятельности.
Задачи
Дать знания о специфики преподавания психологии
Способствовать развитию педагогических способностей
Помочь в овладении приемами профессионального самообразования и самовоспитания.
10.Опишите специфику психологии как науки
Под непосредственным воздействием таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление, человек познает себя и окружающий мир. Поэтому отрасль психологии, изучающая эти явления, называется психологией когнитивных процессов.
Другие психологические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, то есть непосредственно контролируют действия человека. Они называются психологическими качествами и состояниями личности и относятся к наклонностям и способностям, характеру, потребностям и мотивам, воле, чувствам, эмоциям и т.д. Соответствующая часть науки о психологических феноменах называется психологией личности.
Человек ежедневно общается с другими людьми, без которых его интеллектуальное и нравственное развитие и профессиональная деятельность невозможны. В процессе такого общения формируются межличностные отношения — формальные и неформальные, деловые и личные, и, наконец, интимные (притяжение, страх, любовь, дружба). Психологические аспекты этих явлений, вовлечение психических состояний и процессов, изучаемых психологией общения человека.
Изучение психологии начинается с освоения общих (основных) понятий и положений, характеризующих психику человеческого поведения, независимо от того, кто они, каков их возраст и какой деятельностью занимаются. Из-за этой универсальности эти знания суммируются под названием общей психологии.
Она дополняется специальными отраслями психологии: генетической, изучающей наследственные механизмы психики и поведения; дифференциальной, учитывающей психологические различия как между индивидуумами, так и между группами людей; образовательной, изучающей психологические аспекты обучения и воспитания и так далее.
20.Уточните гуманистическую направленность психологической культуры
Это нравственное качество личности, определяющее ее поведение согласно идеям гуманизма – признания самоценности человека, его прав на личностное развитие и благополучную жизнь. Данное качество проявляется как комплекс черт характера, например, таких: доброта, понимание, уважение, стремление помочь, терпимость к индивидуальным и типологическим особенностям людей и др. Личность с таким нравственным качеством может получать профессию системы «человек – человек», т.е. связанную с воспитанием, лечением, просвещением человека и организацией человеческих сообществ. У таких людей сильно развивается интуиция, они склонны к индивидуальному подходу к людям, способны находить нестандартные методы и приемы работы, общения с ними и решения конфликтов, проявляют милосердие. Данное качество нередко отождествляется с гуманностью как разовым, ситуативным проявлением человеком своей гуманистической направленности.
30.Выберите общую характеристику генезиса психологической культуры
В рамках концепции развития профессиональной культуры психолога, разрабатываемой исследователями Белгородского государственного университета, психологическая культура рассматривается как «способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», и гармонизации внутреннего мира («Я») с внешним миром». Автор данной концепции в структуре психологической культуры выделяет аутопсихологическую, предметно-психологическую и социально-психологическую культуру.
Аутопсихологическая культура заключается в готовности и способности субъекта поддерживать гармонию внутри себя, гармонию реального и идеального «Я». Она отражает высокий уровень самосознания, саморегуляции и готовности личности к саморазвитию и самокоррекции.
Предметно-психологическая культура характеризует уровень овладения личностью способами достижения гармонии между собой и предметным миром, гармонии объективного и субъективного. Социально-психологическая культура рассматривается как способ организации взаимодействия и установления гармоничных отношений с другими при сохранении собственной индивидуальности. Способность к «ориентации на другого» позволяет устанавливать доверительные отношения с другими, способствует сохранению внутренней устойчивости и психического здоровья.
Наиболее полная и обоснованная, на наш взгляд, концептуальная модель психологической культуры личности представлена в работах В.В. Семикина, который выделил следующие основные ее параметры: детерминанты, планы, измерения, функции, уровни развития, а также структурно-компонентный состав. Психологическая культура, по мысли В.В. Семикина, включает в себя все, что касается субъектных и самосубъектных взаимосвязей и отношений. Она имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и самим собой, а также включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. На основании общепсихологического анализа феномена психологической культуры выделены его структурные компоненты: когнитивный; рефлексивно-перцептивный; аффективный; волевой; коммуникативный; регулятивный; подсистема опыта социального; ценностно-смысловой.
40.Дайте определение информационно-пассивной (традиционной) и рефлексивно-деятельностной парадигм обучения в преподавании психологии
В основе проектного обучения лежит «рефлексивно-деятельностная парадигма», которая предполагает активные действия обучаемых, обязательную рефлексию., что приводит к осознанию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной исследовательской, самостоятельной деятельности студентов, выполняя, роль компетентного консультанта. Рефлексивно-деятельностное обучение выделяет три основные функции преподавателя. Первая и основная - создание условий для включения обучаемых в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая - стимулирование действий успеха для каждого ученика. Третья - проведение вместе с обучаемыми рефлексии деятельности, процесса самоизменения. «Рефлексия - момент развития деятельности, связанный с осознанием, исследованием средств и результатов» (В.С.Швырев). Мы рассматриваем рефлексию как интегральный механизм, придающий целостность всей деятельности группы - создателей проекта. На основании целенаправленной деятельности и развертывается самоуправляемость с помощью рефлексии, Рефлексия обязательна на каждом этапе создания проекта. Контрольная рефлексия этапа выполняет корректирующую функцию, способствует.
50.Раскройте основные недостатки скиннеровского подхода к программированию обучения
Линейная программа, разработанная Б. Ф. Скиннером. Она состоит из таких малых доз материала, которые обеспечивают безошибочное последовательное продвижение ученика. В задании по усвоению материала обычно требуется, прочитав информацию, заполнить пропуск одним или несколькими словами. Потом ответ сверяется с закрытым до этого правильным решением и происходит переход к следующей дозе материала в случае правильного ответа или возврат к информации и повторение задания, если ученик дает неправильный ответ. Ученик продвигается в обучении, только усвоив предыдущее. Активизирующим фактором является необходимость давать ответ, заполняя пробел.
Согласно Скиннеру, такая модель обучения имеет в основе следующие принципы:
1. Принцип деления материала на возможно малые части (дозы, шаги), чтобы их усвоение было легким и при этом обязательным
2. Принцип немедленной оценки ответа (обратной связи): ученик заполняет пробел и тут же сравнивает его с правильным ответом
3. Принцип индивидуализации темпа обучения: каждый учащийся тратит на усвоение столько времени, сколько ему нужно.
Достоинство линейной программы состоит в том, что ученик обязательно усваивает материал благодаря малым шагам, непосредственной проверке и возможности повторения упражнения. Вместе с тем линейная программа подверглась критике за то, что мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели, достигать заданных целей скачком, индивидуализировать содержание обучения. Кроме того, ответ учащегося в форме заполнения пробела, по мнению критиков линейного программирования, является очень легким, не требует интеллектуальных усилий. Критика методики линейного программирования привела к созданию разветвленных программ.
60.Используйте методы преподавания психологии в школе
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).
Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Пассивный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.
Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод – метод взаимодействия, нахождения в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
70.Опищите, какие этапы включает в себя технология проблемного обучения
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:
Возникновение (постановка) проблемной ситуации;
Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);
Поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;
Доказательство гипотезы;
Проверка правильности решения проблемной задачи.
Как уже было показано в предыдущем разделе данной работы, от того, насколько верно поставлена проблемная ситуация, зависит не только эффективность, но и возможность дальнейшего проблемного обучения. С точки зрения учащихся этот этап характеризуется фазой восприятия материала и его предварительного анализа. При правильной постановке проблемной ситуации у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению. Актуализация внутреннего и внешнего противоречия проблемной ситуации создает необходимые предпосылки для развертывания учебно-поисковой деятельности учащихся, которая начинается с попытки осознания затруднения и постановки проблемы.
Осознание сущности затруднения учащимся возможно, если он понимает объективные основания усвоенных способов действия и может проследить соответствие этих оснований реальным условиям решаемой задачи, то есть если он в состоянии осуществить рефлексивный контроль своих действий (или действий учителя). Итогом такой оценки ситуации, опирающейся на рефлексивный контроль собственных действий, является не только осознание факта недостаточности наличных способов действия, но и причин их недостаточности. На основе такого анализа проблемная ситуация превращается в проблемную задачу.
80.Раскройте, что предписывает «золотое правило» мозговой атаки
Существуют определенные правила:
«Золотое правило мозговой атаки» - не критиковать, не подвергать сомнению высказывания и идеи участников группы, обеспечить полную свободу высказывания. Снижение критичности происходит за счет:
a. прямой инструкцией быть свободным, оригинальным, подавить в себе критичность; формирования прямой установки личности;
b. создания благоприятных внешних условий (поддержка, сочувствие, одобрение).
Т.о. снимаются внутренние барьеры у членов группы, и появляется возможность перейти на чужую логику, все творческие потенциал суммируются и становятся общими.
90.Определите специфику восприятия психологических знаний
Психология- область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов (память, мышление, воображение), психических состояний( эмоции, чувства) и психических свойств (характер, способности) человека, а также психики животных.
Специфика ее состоит в:
нематериальности психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая выводы о психических явлениях только по внешним проявлениях.
человек одновременно и объект ( то что познается) и субъект( тот кто познает) познания.
в психологии нет общепризнанных представлений; она состоит из множества научных школ и течений по разному трактующих различные явления
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 90.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты