Психологические основы педагогической деятельности
АтГУ (Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова)
Шпаргалка
на тему: «Психологические основы педагогической деятельности»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
2600.00 KZT
Психологические основы педагогической деятельности
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика и психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Поделиться
1. Структура педагогической деятельности
2. Функции педагогической деятельности
3. Структура учебной деятельности
4. Цель и задачи дисциплины «Психологические основы педагогической деятельности »
5. Общение как составная часть профессионально-творческой деятельности
6. Педагогическая деятельность И.Алтынсарина
7. Общая и профессиональная культура учителя
8. Управление аудиторией
9. Мотивация педагогической деятельности
10. Сущность профессионального самовоспитания учителя
11. Сущность педагогического общения
12. Взаимосвязь профессиональной компетентности с педагогическим мастерством
13. Сущность профессиональной компетентности
14. Взаимосвязь общей и педагогической культуры
15. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога
16. Психолого-педагогический эксперимент
17. Наглядные средства в обучении
18. Наблюдение как познавательная комплексная деятельность
19. Образование как система
20. Основные тенденции современного образования
21. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности
22. Учебно-воспитательный процесс
23. Характеристика процесса обучения
24. Организация самостоятельной работы в классе
25. Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности
26. Учение как деятельность
27. Образовательный процесс как взаимодействие
28. Образование в общекультурном контексте
29. Психологические компоненты в структуре учебной деятельности
30. Педагогическая деятельность: формы, характеристики и содержание
31. Соотношение понятия «обучение» и «развитие»
32. Особенности педагогической деятельности
33. Психологические требования к личности педагога
34. Соотношение понятий «воспитание» и «социализация»
35.Общая характеристика стиля педагогической деятельности
36. Составить портрет учителя с определенным стилем педагогической деятельности
37. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
38. Эмоциональный интеллект
39. Индивидуальный стиль деятельности педагога
40. Активизация процессов мышления в учебной деятельности
41. Развитие психических процессов у школьников на уроке
42. Психология педагогической саморегуляции
43. Проблемы современной педагогической деятельности
44. Теория учебной деятельности
45. Элементы психокоррекции в деятельности педагога
46. Современные концепции научения
47. Педагогическая техника
48. Общие и специальные способности педагога
49. Управление эмоциональным состоянием
50. Педагогическая рефлексия
51. Самообразование педагога
52. Коллектив и развитие личности
53. Обучение в подростковом возрасте
54. Управление межличностными взаимоотношениями в группе и коллективах
55. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности
56. Педагогические умения
57. Руководство педагогическим коллективом
58.Понятия «учебная деятельность», «научение», «обучение», «учение»
59. Функции педагогической деятельности
60. Учебно-педагогическое сотрудничество
61. Учебная мотивация
62. Проблемное обучение
63. Педагогическая толерантность в деятельности педагога
64. Ученик как субъект учебной деятельности
65. Педагогическое общение
66. Аутотренинг в работе педагога
67. Обучение и развитие
68. Личностные качества педагога
69. Психология педагогической оценки
70. Педагог как субъект педагогической деятельности
71.Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
72. Психология личности учителя
73. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
74. Субъекты образовательного процесса
75. Социальная позиция педагога
1 Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является сложноорганизованной системой ряда деятельностей: самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог предметник является отчужденным от функции и смысла целого, он только выполняет извне заданные функции. Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой (т.е. обслуживают ее). Такова деятельность обобщения опыта обучения сопоставлении процедур состоящая в сопоставлении процедур обучения и выделении наиболее эффективных приемов и способов обучения – деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения. Третья деятельность – тоже методическая, но направлена на построение учебных средств, учебных предметов. Четвертая деятельность – состоит в увязывании учебных предметов в одно целое – деятельность программирования, составления учебных программ. Для осуществления такого программирования необходимо иметь более ясное представление о целях обучения.
5. Общение как составная часть профессионально-творческой деятельности
Общение – важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми.
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Стили общения – стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства воспитанием детей.
Направленность педагогического общения
Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).
10. Сущность профессионального самовоспитания учителя
Учитель не может позволить себе "остановиться" на том этапе развития и образования, которое он получил в процессе профессиональной подготовки. Профессиональное образование – это лишь важная и значимая основа, платформа для дальнейшего профессионального становления и роста педагога.
Одной их важнейших характеристик субъекта является "направленность на реализацию “само...” – самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения и др."[2].
Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности.
15. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
20. Основные тенденции современного образования
Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения — знаково-контекстного, по А.А. Вербицкому.
Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья тенденция — переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как метафорично отмечает А. А. Вербицкий, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления».
25. Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности
Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов.
Воспитание и обучение должны основываться на изучении и учете естественных законов психического развития человека, учитывать реальные силы и возможности ученика, опираясь на "зону его ближайшего развития". Эта зона определяется содержанием тех задач, которые учащийся еще не может самостоятельно решать и решает с помощью взрослого (Л. С. Выготский). Этот принцип еще иначе формулируют как принцип индивидуализации воспитания и обучения, как принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Правила осуществления принципа природосообразности заключаются в следующем.
Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
30. Педагогическая деятельность: формы, характеристики и содержание
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии. Претерпев в разных странах на разных этапах значительные изменения в содержании обучения, его целей, школа тем не менее осталась социальным институтом, назначение которого — передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности учителей и педагогов.
Формы передачи социокультурного опыта менялись в истории развития школы. Это была беседа (сократическая беседа) или майевтика; работа в мастерских (опыт гончарного, кожевенного, ткацкого и других направлений производственного обучения), где основным было систематическое и целенаправленное участие ученика в технологическом процессе, последовательное освоение им производственных операций; вербальное наставление (институт «дядек», монастырей, гувернеров и т.д.).
Со времени Я.А. Коменского прочно утвердилось классно-урочное обучение, в котором дифференцировались такие его формы, как урок, лекция, семинар, зачет, практикумы. В последние десятилетия появились тренинги. Отметим здесь, что для преподавателя одной из самых трудных форм его деятельности является лекция, тогда как для студента, ученика — семинарские занятия, зачеты.
35. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает стиль управленческой деятельности, саморегуляции, общения и когнитивный стиль. Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:
а) индивидуально-психологические особенности субъекта этой деятельности — учителя (преподавателя), включающие индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;
б) особенности самой деятельности;
в) особенности обучавшихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:
а) с характером взаимодействия;
б) с характером организации деятельности
в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя;
г) с характером общения.
В.А. Кан-Калик под стилем общения понимал индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Стили педагогической деятельности прежде всего дифференцируются на три общих, рассмотренных выше, вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь «педагогическим» содержанием.
40. Активизация процессов мышления в учебной деятельности
Мыслительный процесс начинается с потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Для возникновения интеллектуальной потребности необходимо наличие двух условий: умение отделить новое, необычное от известного и стремление узнать, понять, раскрыть это новое и неизвестное. Существенное значение для возникновения мыслительного процесса имеет интерес человека к тому новому, неизвестному, что он подметил в окружающей действительности. Активность оказывает положительное влияние не только на процесс мышления, но она отражается также на процессах запоминания. Знания, полученные на основе активного мышления, усваиваются детьми значительно быстрее и сохраняются дольше, чем при запоминании со слов учителя.
45. Элементы психокоррекции в деятельности педагога
Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи'. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в психотерапевтической практике, а затем вышли за ее пределы и стали применяться для оказания психологического воздействия на поведение тактически здоровых людей с целью их лучшей адаптации к жизненным ситуациям и условиям, для снятия повседневных внешних в внутренних напряжений, для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек, для избавления его от вредных склонностей и привычек.
Педагогическая практика оказалась одной из последних области, на которую были распространены психокоррекционные методы. Здесь они стали применяться с несколькими целями: 1. Подготовка педагогов к профессиональному педагогическому общению. 2. Подготовка родителей к обучению и воспитанию детей. 3. Подготовка детей к условиям жизни, с которыми они должны будут столкнуться 13 пределами школы и семьи.
50. Педагогическая рефлексия
Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.
Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт. То есть педагог, осуществляющий рефлексию собственной деятельности, это, по сути, «вечный ученик своей профессии», который проявляет неутомимое желание и потребность самосовершенствоваться и саморазвиваться. Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности.
Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется: Этап определения цели педагогической деятельности. Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней. Этап выбора способа педагогической деятельности.
55. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности
Обучаемость – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обучаемости. Это проявление общих способностей, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний. Обучаемость человека является одним из показателей его готовности к учению. Обучаемость это потенциальное свойство человека, которая проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.
Обучаемость соотносится с понятием обученности как совокупности всех характеристик психического развития, которые являются результатами предыдущего обучения. Обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития. Обучаемость основывается на совокупности свойств интеллекта(по Давыдову):
1. обобщенность мыслительной деятельности, (направленность на обобщение, готовность выделять главные признаки)
60. Учебно-педагогическое сотрудничество
«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности...
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся».
Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.
Проблема учебного сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.).
65. Педагогическое общение
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развития личности учащихся.
Специфика педагогического общения в том, что оно представляет собой сложный и противоречивый диалог, поскольку в нем одновременно участвует много субъектов, происходит своеобразное взаимодействие интеллектов, эмоциональных сфер, воли, характеров различных по возрасту, статусу, уровню развития участников. Поэтому педагогическое общение по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации.
70. Педагог как субъект педагогической деятельности
Педагог – это субъект учебной и воспитательной деятельности, а субъект учебной и воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий два вида педагогической деятельности, для чего он должен в тот или иной момент педагогической деятельности стать или субъектом учебной деятельности или субъектом воспитательной.
В таких определениях представлена педагогическая специфика деятельности, но у субъекта этой деятельности погашены индивидуальные качества человека. Он обладает различными индивидуальными качествами, однако не ими определяется, является ли человек субъектом педагогической деятельности или нет. Человека (взрослого) можно назвать педагогом, учителем, воспитателем не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) того или иного вида педагогической деятельности. И если человек не выполняет указанных деятельностей, он не является педагогом, не является учителем, не является воспитателем и не должен так называться, независимо от того, какими индивидуальными качествами он обладает.
75. Социальная позиция педагога
Социальная позиция педагога базируется на системе взглядов, убеждений и ценностных ориентации, сформированных у выпускника общеобразовательной школы, намеревающегося посвятить себя учительской профессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности; является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет, какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты