Русская литература
Алматинский Филиал СПбГУП (Алматинский Филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов)
Шпаргалка
на тему: «Русская литература»
по дисциплине: «Русская литература»
2020
2600.00 KZT
Русская литература
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Русская литература
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1. Человек и история в русском фольклоре
2. Образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина
3. Индивидуализм Печорина как мировоззренческая концепция жизни (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4. Образы «футлярных» людей в рассказах А.П. Чехова
5. Проблема выбора пути в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
6. Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
7. Гоголевский «смех сквозь слезы» в поэме «Мертвые души»
8. «Будь гражданин, служа Отчизне» (по произведениям Н.А. Некрасова)
9. Тургеневская девушка - кто она? (по произведениям И.С. Тургенева)
10. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
10. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
11. Что услышал Блок в «музыке революции»? (по произведениям А.А. Блока)
12. С.А. Есенин - поэт на все времена
13. Российская история в творчестве А.А. Ахматовой
14. Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
15. Человек и революция в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
16. Быт и нравы казачества в прозе М.А. Шолохова (по одному из романов «Тихий Дон» или «Поднятая целина»
17. С днем рождения, победа! (по произведениям о Великой Отечественной войне)
18. «Чудики» - главные герои рассказов В.М. Шукшина
19. Проблемы современной цивилизации глазами Ч. Айтматова
20. Проблемы молодёжи в современной литературе
21. Книга и компьютер в XXI веке
22. Проблема равенства в современном обществе
23. Кумиры нового поколения - кто они?
24. Цена и ценность доброты в современном мире
25. У природы нет плохой погоды
26. Что значит быть успешным в жизни?
27. Плохим языком не построишь хорошую жизнь!
28. Я - гражданин мира
29. Эгоизм - болезнь современного общества!?
30. Возможно ли жить без конфликтов?
1. Человек и история в русском фольклоре
С давних времён люди были связаны с устным народным творчеством, с фольклором. Матери пели своим детям песни на ночь, на свадьбы использовались тоже песни, но с другим характером. Я бы хотела проанализировать русские народные песни.
Несказанно прекрасен мир народной песни. С давних времён люди были связаны с устным народным творчеством, с фольклором. Матери пели своим детям песни на ночь, на свадьбы использовались тоже песни, но с другим характером.
В каждом доме пели песни на праздники, но также пели песни и на похороны. Русские народные песни помогали в жизни людей, были их отдушиной. С песнями люди могли передавать своё настроение, свои чувства и эмоции, которые наполняли их сердца.
3. Индивидуализм Печорина как мировоззренческая концепция жизни (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова - это первый прозаический, социально-психологический и философский роман в русской литературе. И центральное место в нем занимает проблема личности.
Печорин – типичный молодой человек 30-х годов XIX века, образованный красивый и достаточно богатый, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Печорин, в отличие от Пушкинского Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Ему очень быстро всё надоедает: новые места, друзья, женщины и увлечения забываются им очень быстро.
Печорин постоянно находиться в пути: он куда то едет, что-то ищет. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: то в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, то в среду “водяного общества”, то в лачугу контрабандистов. Даже погибает Печорин в пути.
Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе. Он убивает на дуэли, которая произошла из-за глупости, своего друга Грушницкого. Когда его сослали в крепость за дуэль, он знакомится там с Бэлой, дочерью местного князя. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. . Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой, но он просто не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука — его извечный враг.
5. Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Каждый человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь. Формируя этот путь, человек опирается на принципы, моральные ценности и приоритеты. От выбранного пути зависит жизнь не только самого человека, но и его близких людей, а иногда даже и общества в целом. Проблема поиска выбора пути актуальна во все времена. Данная проблема рассматривается в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников и Софья Мармеладова являются центральными героями. Каждый из них выбрал свой жизненный путь, переступив через общепризнанные законы. Они являются грешниками: Раскольников совершил преступление против человека, а Соня против себя. Так каковы были жизненные пути Родиона и Софьи? Родион Раскольников — бывший студент университета, живущий в нищете. Раскольников был замкнут в себе, довольно самолюбив, горд и высокомерен, но в это же время добр и великодушен. В его душе развернулся нравственный конфликт. Родион предложил идею, разрешающую «кровь по совести».
7. Гоголевский «смех сквозь слезы в поэме «Мёртвые души»
Одной из главных особенностей творчества Н. В. Гоголя является юмор. Луначарский назвал Гоголя "царем русского смеха". Отвергая "беспутный" смех, рождающийся "от бездельной пустоты праздного времени", Гоголь признавал лишь смех, "родившийся от любви к человеку". Смех — великое орудие воспитания человека. Гоголь поэтому считал, что смеяться должно не над "кривым носом человека", а над его "кривою душою".
Смех в поэме "Мертвые души" — беспощадное орудие зла. Такой смех, обладавший огромным нравственным потенциалом, Гоголь называл "восторженным". Сам Гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности "озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы". Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием "грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести". Вот почему произведения Гоголя — это "сначала смешно, потом грустно".
В "Мертвых душах" смешное по своему характеру трагично, то есть как в жизни: серьезное слилось со смешным, трагическое с комическим, ничтожное с пошлым, великое и прекрасное с обыденным. Это переплетение отразилось в определении Гоголем жанра произведения и его названия: с одной стороны, это поэма, то есть возвышенное восприятие и изображение жизни, с другой стороны — название произведения на уровне фарса, пародии. Все персонажи даются в двух измерениях: сначала мы видим их такими, какими они кажутся самим себе, а потом мы их же видим такими, какими видит их писатель.
9. Тургеневская девушка - кто она? (по произведениям И.С. Тургенева)
Выражение "тургеневская девушка" не является фразеологизмом, это - литературный стереотип, который был сформирован на основе образов нескольких героинь Ивана Тургенева. Он весьма интересен и, наверное, даже популярен, хотя, как и раньше, его немногие понимают. Тургеневская девушка - это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую красоту, заключённую в её душе.
Когда говорят о тургеневской девушке, то подразумевают скромную, далёкую от высшего света, обладающую богатым внутренним миром девушку. В представлении Тургенева такая девушка - идеал русской женщины, сочетающей в себе ум и простоту, сильный характер и бесконечную преданность. Тургеневская девушка часто мечтательна, но верна одной идее, ради которой она может пожертвовать собой. Она влюбляется не во внешний лоск, а в душу. И душой любит.
Примером такого типажа может быть Наталья Алексеевна Ласунская из романа "Рудин", которая "с первого взгляда могла не понравиться", которая "говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально", "часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась", но при этом "училась прилежно, читала и работала охотно. <...> Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно".
11.Что услышал Блок в «музыке революции» (по произведениям А.А. Блока)
Музыка - это второй по значимости элемент создания образа в символизме после символа. Поэты использовали музыку как общемировоззренческое ощущение, как способ самовыражения. Такой смысл А.Блок вкладывал в своё творчество: «Слушайте музыку революции!». Но музыку поэты ещё использовали и как средство создания новых ритмических форм для точной передачи образов в своих произведениях. А.Блок возлагал огромные надежды на революцию в России. Он поддерживал её и ожидал изменений в стране в лучшую сторону, но чем сильнее разгоралась революция, тем больше поэт в ней разочаровывался. В стихотворении «Опять над полем Куликовым», написанном по следам революции 1905 года, лирический геерой Блока чувствует катастрофу, которую несёт с собой революция: «И, словно облаком суровым, грядущий день заволокла».
Поэмы «Двенадцать» создаёт образ революции как стихии, захватившей весь мир. В первой главе поэмы появляется картина мира: «Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!» В бушующей вьюге раздаются голоса, приём многоголосья, использованный автором, передаёт отношение людей к революции: старушка смотрит на плакат и плачет, потому что «никак не поймёт, что значит», зачем «огромный лоскут», ведь из него можно было бы сделать портянки для ребят, писатель не смиряется с революцией: «Предатели! Погибла Россия!», проституткам вовсе не интересна революция.
13. Российская история в творчестве А.А. Ахматовой
Тема отечественной истории является одной из центральных тем в творчестве А.А. Ахматовой. История страны и судьба народа отражается в лирике поэтессы через призму личных переживаний. Красной нитью через все творчество А.А. Ахматовой проходит патриотическое чувство осознания себя как неотъемлемой части истории своей родины. При этом взгляд поэтессы на хронологию событий всегда трезвый и объективный. Так, в стихотворении "Не с теми я, кто бросил землю" история отечества, неразрывную связь с которой чувствует лирическая героиня, описывается без всякого лоска: "в глухом чаду пожара" оставшиеся на родине люди губят "остаток юности".
В этих ярких метафорах отражено искреннее переживание поэтессы за судьбу своего отечества, при этом она верит в то, что вершится на ее глазах. В поэме "Реквием" ощущение того, что А.А. Ахматова "пропускает через себя" историю своего отечества усиливается.
15. Человек и революция в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Борис Пастернак — величайший русский писатель и поэт XX века. Роман “Доктор Живаго” занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. В романе главная действующая сила — стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий.
Революция — это и есть откровение (“ахнутое”, “данное”, и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться Сам главный герой провёл много времени на фронтах Первой мировой войны. Он был счастливо женат и не боялся за своё будущее. Но война и революция коренным образом изменили жизнь семьи Живаго. Вернувшись с фронта, главный герой видит отчаянное положение своих близких в холодной революционной Москве, однако ничего не может с этим поделать. С этого момента даже название романа приобретает ироничный смысл, ведь после революции доктор Живаго уже никогда не работал по призванию. Юрий превращается в безвольную куклу в руках обстоятельств. Он боится принимать решения, не может найти работу. Его семья умудрялась выживать лишь благодаря помощи со стороны.
17. С Днем рождения, Победа (по произведениям о Великой Отечественной войне)
Прошло достаточно времени, отделяющего нас от холодного ужаса Великой Отечественной войны. Однако, эта тема еще долго будет волновать далекие грядущие поколения.
Расцвет поэзии сороковых годов ознаменован именами: М. Луконина, Д. Самойлова, Ю. Воронова, Ю. Друниной, С. Орлова, М. Дудина, А. Твардовского. В основе их стихотворений звучат яростные темы осуждения войны, прославления подвигов солдат, фронтовой дружбы. Таковы были мироощущения военного поколения (7).
Стихи военных лет, как «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А.Фатьянова, «В землянке» А. Суркова, «В лесу прифронтовом», «Огонек» М. Исаковского и многие другие, превратились в часть духовной жизни Родины. Стихи эти являются исключительно лирическими, тема войны присутствует в них опосредованно, на первый же план выдвигается психологическая природа человеческих переживаний и чувств.
Большую популярность на войне обрели стихотворения К.Симонова. Он написал знаменитые «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Атака», «Дороги», «Открытое письмо» и другие. Его стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было переписано многими солдатами сотни тысяч раз. В нем звучат высокие эмоциональные ноты, пробирающие до самого сердца.
19. Проблемы современной цивилизации глазами Ч. Айтматова
В романе Чингиза Айтматова “Плаха” затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична судьба наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз Айтматов коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также различных нравственных проблем общества. Если эти проблемы не будут решаться, то в конце концов они приведут человечество к “плахе”.
Главным действующим лицом первой половины романа является Авдий Каллистратов. Это человек, которому небезразлично, в каких условиях живут окружающие его люди. Он не может без душевной боли смотреть, как люди губят самих себя. Он не может бездействовать, хоть его поступки, часто наивные и не дающие нужного результата, оборачивались ему во вред. Писатель создает контраст между Авдием и молодыми наркоманами, подчеркивая тем самым два различных направления развития характера человека. Один путь, по которому пошел Авдий, приводит к совершенствованию лучших душевных качеств человека. Другой — к медленной деградации, к духовному обеднению. Кроме этого, наркомания постепенно делает человека физически слабым и больным. Одиночный протест Авдия не мог привести к глобальным переменам в обществе и даже в той небольшой группе людей, с которыми он имел несчастье вместе собирать анашу.
21. Книга и компьютер в XXI веке
Человечество вошло в XXI век, век информационных технологий, с бесчисленным множеством проблем. Одна из них – будущее книги, которую М. Горький называл «чудом из всех чудес, сотворенных человечеством». Сохранится ли это чудо или канет в лету, как канули в лету семь чудес света? Заменит ли компьютер книгу? Какова судьба книги в недалеком будущем? Почему главным сейчас становится телевизор, компьютер, интернет? Эти и многие другие вопросы возникают как у взрослых, так и у молодежи.
В наше время интерес к чтению заметно снизился. Дети сейчас читают очень мало, потому что их больше интересуют компьютерные игры, интернет. Еще совсем недавно считали (а некоторые до сих пор убеждены в этом), что вовремя прочитанная книга – это огромная удача. Когда-то пытались «достать» нужную книгу, чтобы за ночь успеть прочитать. Сейчас проблемы, где купить книгу, практически не существует. Однако все больше появляется молодых людей, которые реже обращаются к книге. Но это не значит, что в ближайшем будущем люди вообще перестанут читать, что не будет потребности в таком учреждении, как библиотека.
23. Кумиры нового поколения - кто они?
У каждого поколения появляются свои кумиры, которые не всегда понятны предыдущему. Современную молодежь, родившуюся после 1999 года, причисляют к поколению Z, которому свойственны вполне определенные черты. На самом деле «зеты» очень сильно отличаются от миллениалов и проповедуют совсем другие ценности. Конечно, это накладывает отпечаток на то, кого они считают примерами для подражания. Кумирам для ребят этого поколения являются те личности, которые сделали себя сами. Главный посыл нового поколения таков: будь самим собой и живи своей жизнью.
В одежде представители этого поколения предпочитают непритязательный стиль, а не роскошь и показное богатство
Честно признаваться в своих слабостях и даже иногда позориться на публике — это нормально.
Современной молодежи нравится, когда знаменитости ведут себя так же, как обычные люди.
Заботиться об окружающей среде и экологии — это модно. Молодых людей заботят проблемы экологии, они стремятся сделать ценные научные открытия, часто занимаются волонтерской деятельностью и социальным предпринимательством.
25. У природы нет плохой погоды
У всех погода разная. Один живёт в вечной осени с равномерными и безучастными дождями, другой – в одухотворяющей весне, где после дождливого дня непременно наступает солнечный. Важно не заставлять ближнего быть тем, кем ты хочешь его видеть. Не упрекать. Всё равно он останется собой, вернётся в свою погоду, пусть и самую холодную на планете. Погода у каждого своя.
Моя любимая погода — хмурое пасмурнее утро. Люблю когда пасмурно, небо затянуто свинцовыми тучами, что-то мистическое и чарующее в этом есть. Я люблю такое небо. Люблю дождь, когда за окном дождь я себя чувствую уютно! Люблю грозы! В грозу я чувствую какой - то небывалый заряд энергии, люблю наблюдать за вспышками молнии! Дождь настраивает на творчество, очищает весь мир от грязи и мусора, показывает его настоящее лицо. Во время дождя везде пахнет небом. Он словно стирает границы между небом и землей. Еще мне нравится туман, в этом тоже есть своя красота. Люблю красивые, живописные рассветы и закаты.
27. Плохим языком не построишь хорошую жизнь
Родной язык определяет то, как люди думают, общаются и выражают свое мнение. Родной язык — это ключ к глубокому пониманию культуры нации, поскольку как бы хорошо вы ни переводили, какой-то смысл все равно будет утерян.
Обращали ли вы внимание на то, как мы говорим? По речи человека, мы можем судить о его личных качествах, культуре, образовании. Как часто мы, сами того не замечая, используем язык весьма и весьма неосторожно.
В современной России наш прекрасный язык необоснованно засоряется не только непонятными иностранными словечками, но и уродуется тюремной лексикой и матерщиной, привычно вошедшей в российские телесериалы. Телевидение, радио, кино, печать, даже театр представляют нам вульгарную пародию на русскую речь. Русский язык, оказавшись в плену невежества, нещадно уродуется, превращается в речевую попсу (смесь американизмов с блатным жаргоном). Русский язык становится подневольным и используется для рекламы порока.
29. Эгоизм - болезнь современного общества?!
Эгоизм – поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
Почему же в современном обществе эгоистов стало так много?
Эгоисты думают только о себе и своей выгоде, сознательно пренебрегая интересами и нуждами других людей. Эгоистом может быть назван водитель, паркующий свой автомобиль именно на том месте, которое пытается занять водитель другого автомобиля. Эгоистом можно считать работодателя, который с целью экономии средств и накопительства заставляет работать персонал в плохих условиях. Таким образом, эгоизм можно сопоставить со скупостью и желанием управлять людьми. Эта черта характера присуща тем людям, которые привыкли «брать», а не «давать». Многие не любят эгоистов еще и потому, что себялюбцы заставляют других людей чувствовать себя малозначительными, нелюбимыми и даже неполноценными. Сами эгоисты способны любить только себя, они не умеют заботиться о других людях, сочувствовать им и бескорыстно помогать.
Иногда эгоист не задевает других людей, а всего лишь ставит себя на первое место, выше других. Иногда эгоизм затмевает все другие чувства и качества, и человек становится несносным. Природа заложила эгоизм в каждого человека и в разумных пределах это качество бывает даже полезно. Если же эгоизм выходит за рамки дозволенного и мешает жить другим людям, то с ним нужно бороться.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты