Ведущая роль тренера в воспитании юных спортсменов
ВКГУ (Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Ведущая роль тренера в воспитании юных спортсменов»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
7500.00 KZT
Ведущая роль тренера в воспитании юных спортсменов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1 Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы
1.2 Профессиональные умения и знания тренера
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ТРЕНЕРА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ И В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
2.1 Роль тренера в учебно-тренировочном процессе
2.2 Ведущая роль тренера в воспитании личности юных спортсменов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В спорте, как и в других видах человеческой деятельности, большое значение имеют особенности личности и индивидуальности спортсмена. Формирование и развитие личности спортсмена является основной проблемой психологии спорта и разрабатывается рядом исследователей (Г.Д. Бабушкин; Н.К. Волков, Г.Б. Горская; Р.М. Загайнов, Ю.А. Коломейцев, Ж. Кретти; Г.А. Кузьменко, В.Л. Марищук, В.М. Мельников, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов, А.В. Родионов, Л.К. Серова; Н.Б. Стамбулова; Е. Герон, Ю. Мутафова-Заберска и т.д.).
Личность взрослого – тренера – является одним из важных факторов, формирующих личность юных спортсменов в процессе воспитания и обучения.
Роль тренера в формировании личности учащихся очень хорошо определила М. Прохорова: «Самое главное всегда будет зависеть от личности непосредственного педагога, который находится лицом к лицу с учеником: влияние учителя на юную душу – это та воспитательная сила, которую нельзя заменить никаким учебником, моральной сентенцией, системой наказаний и поощрений».
Тренер во многом является проводником в формировании личности, особенно личности молодого спортсмена. Так, спортивная психология выделила символические роли: «тренер-отец», «тренер-брат», «тренер-маг», которые образно указывают на важность личности тренера для спортсмена и имеют сильный эмоциональный подтекст. Хорошим тренером может быть тот, кто управляет деятельностью учащихся, может стимулировать их мотивацию к достижению цели, вызывает потребность в действии и интерес к выполнению полезного образовательного действия.
Целью нашего исследования является изучения роли тренера в формировании личности юных спортсменов.
Объект исследования – воспитание юных спортсменов.
Предмет – ведущая роль тренера в воспитании юных спортсменов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1 Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы
Тренер является самым важным звеном в деятельности спортивной школы. Работа квалифицированного тренера необходима для развития любого вида спорта – это очевидно. Тренер, работающий в спортивной школе, играет ключевую роль в выявлении, мотивации и развитии спортсменов, которые в дальнейшем реализуют свой потенциал в течение длительной спортивной карьеры [27, с. 3].
Кто-то из великих сказал, что «мы стоим на плечах гигантов». Это означает, что мы следуем за пионерами и лидерами, которые пришли до нас. Эти гиганты – тренеры, ученые, исследователи и спортсмены, достигшие высоких результатов [12, с. 16].
Как тренер, специалист должен всегда стараться понять, почему во время тренировочного процесса он делает что-то определенным образом. Он экспериментирует интуитивно (не в ущерб спортсменам) – ищет немедленные и долгосрочные результаты. Затем он пытается найти объяснения этим результатам, если таковые имеются.
Одна из наиболее распространенных и часто встречающихся проблем заключается в том, что тренеры, работающие с новичками, пытаются подражать работе своих коллег, которые тренируют спортсменов, обладающих высокой квалификацией во многих областях. Правда в том, что лучший тренер – это не тот, кто слепо копирует громкие имена, а тот, кто работает творчески, учитывая особенности своих спортсменов. Те, кто тренирует молодых спортсменов, не забывают, что тренерство – это огромная ответственность. У тренера-педагога есть много возможностей воспитать спортсмена как личность. Судьба молодого спортсмена во многом зависит от действий тренера.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ТРЕНЕРА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ И В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
2.1 Роль тренера в учебно-тренировочном процессе
Важной особенностью спортивной тренировки является руководящая роль тренера при достаточно высокой степени самостоятельности спортсменов. Руководство тренера относится ко всем аспектам и формам обучения. В сфере образования основная роль тренера в самом широком смысле заключается в том, что помимо непосредственного влияния на спортсмена, он должен тесно сотрудничать со всеми другими людьми, оказывающими на него воспитательное воздействие, и координировать их деятельность [12].
Руководящая роль тренера не должна сводиться к роли наставника или мелкой опеки. Спортивные рекорды немыслимы без самостоятельного мышления и действий спортсмена, его активности, без творческого сотрудничества с тренером. Эти качества являются неотъемлемой предпосылкой успеха в соревнованиях.
Работа тренера должна быть направлена на то, чтобы превратить отношения учитель-ученик в подготовке молодого спортсмена в настоящее сотрудничество: тренер-спортсмен в тренировке к рекордным результатам. Наконец, тренер должен следить за тем, чтобы спортсмен развивал способность тренироваться самостоятельно, что особенно важно в индивидуальных видах спорта. В то же время, однако, лидерская роль тренера не должна быть утрачена, она должна лишь принимать соответствующие формы [28].
Во всех спортивных секциях коллективов физкультуры и спортивных клубов в течение года должны регулярно и систематически проводиться тренировки в группах спортивного совершенствования.
Для обеспечения эффективного тренировочного процесса тренер-преподаватель должен четко спланировать подготовку спортсменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тренер является самым важным звеном в деятельности спортивной школы. Подготовка спортсмена включает в себя направленное использование всех факторов, таких как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается подготовка спортсмена к спортивным достижениям.
Успех тренера определяется в основном его знаниями и умениями. Так, тренеры имеют достаточно высокий уровень знаний теории и методики спортивной тренировки и своего вида спорта. Однако около половины тренеров отмечают недостаточные знания в области психологии и педагогики, а также медицины и биологии. Мастерство тренера во многом определяется теми качествами, которыми он обладает, которые придают своеобразие его общению с учениками, определяют скорость и степень овладения различными навыками и умениями, а также определенными чертами личности. Все профессионально важные качества тренера принято делить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные, в том числе перцептивные, аттенционные, мнемические, двигательные.
Важной особенностью спортивной тренировки является руководящая роль тренера при достаточно высокой степени самостоятельности спортсменов. Работа тренера должна быть направлена на то, чтобы превратить отношения учитель-ученик в подготовке молодого спортсмена в настоящее сотрудничество. Управление тренировочным процессом осуществляется тренером на основе обобщения личного практического опыта и изучения моделей совершенствования физической подготовки и спортивной формы.
Одной из специфических характеристик личности является ее индивидуальность. Индивидуальность, в свою очередь, определяет стиль деятельности. Для решения задач психологической подготовки спортсменов и общих задач их воспитания рекомендуется устанавливать на них индивидуальные личностные характеристики.
1. Бабушкин Г. Д., Соколов А. Н., Шумилин А. П. Содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям // ОНВ. 2008. №1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-psihologo-pedagogicheskogo-obespecheniya-podgotovki-yunyh-dzyudoistov-k-sorevnovaniyam.
2. Блудов, Ю.М. Личность в спорте : Очерки исслед. психологии спортсмена / Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. – М. : Сов. Россия, 1987. – 154,
3. Волков, Н. К. Психология победителя / Н. К. Волков, Т. И. Лопацкая, Д. А. Мельхер // Современное состояние и пути развития системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта: материалы Междунар. науч-практ. конф., Минск, 21 ноября 2014 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: Т. Д. Полякова (гл. ред) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2014. – С. 132-136.
4. Герон, Е. Мотивация при физической деятельности и спорта / Е. Герон, Ю. Мутафова-Заберска. – София: Авангард Прима, 2007. – 406 с.
5. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н.Гогунов, Б. И. Мартьянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288с.
6. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – 2-е изд., перераб. и доп – М.: Советский спорт, 2006. – 296 с.
7. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская; под. ред. А. Б. Барабанова. – Краснодар: КГИФК, 1995. – 184 с.
8. Деркач, А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта / А. А. Деркач, А. А. Исаев. – М. : Просвещение, 1985. – 335 с.
9. Загайнов, Р. М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления: монография / Р. М. Загайнов. – М.: Советский спорт, 2010. – 232 с.
10. Иванов В. И. Макаренковское понимание роли физической культуры в педагогической практике и ее приоритет для современных учебных заведений // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/makarenkovskoe-ponimanie-roli-fizicheskoy-kultury-v-pedagogicheskoy-praktike-i-ee-prioritet-dlya-sovremennyh-uchebnyh-zavedeniy.
11. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
12. Казаков, В.Г. Психология : [Учеб. для индустр.-пед. техникумов] / В. Г. Казаков, Л. Л. Кондратьева. – М. : Высш. шк., 1989. – 382
13. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М. : Педагогика, 1990. – 140
14. Коломейцев, Ю. А. Социальная психология спорта: учеб.-метод. пособие / Ю. А. Коломейцев. – Минск: БГПУ 2004. – 292 с.
15. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов – М. Высшая школа 1984 г.
16. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. – Москва : Физкультура и спорт, 1978. – 224 с
17. Кузьменко, Г. А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет / Г. А. Кузьменко. – М.: Советский спорт, 2008. – 268 с.
18. Лазурский, А. Ф. Психология общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 245 с.
19. Марищук, В. Л. Информационные аспекты управления спортсменом / В. Л. Марищук, Л. К. Серова. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 111 с.
20. Мельник, Е. В. Отношение родителей к занятию фигурным катанием детей и их роль в формировании личности ребенка / Е. В. Мельник, Д. А. Мельхер, Н. К. Волков // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по психологии спорта и физической культуры «Рудиковские чтения – 2015», Москва, 3-4 июня 2015 / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК); редсов.: А. Н. Блеер [и др.]. – М., 2015. – С. 81-86.
21. Мельник, Е. В. Психология личности и деятельности тренера: учеб.-метод. пособие / Е. В. Мельник, Ж. К. Шемет, Е. В. Силич; под ред. Е. В. Мельник. – Минск: БГУФК, 2014. – 238 с.
22. Мельник, Е. В. Учет психологических особенностей личности и деятельности тренера в практической работе спортивного психолога / Е. В. Мельник, Ж. К. Шемет // Мир спорта. – 2007. – № 3(28). – С. 49-54.
23. Мельников, В. М. Проблемы и перспективы развития психологии в сфере спорта / В. М. Мельников // Теория и практика физической культуры. – 1994. – № 4. – С. 29-31.
24. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов ; отв. ред. А. Д. Глоточкин ; АН СССР, Ин-т психологии. – Москва : Наука, 1986. – 254
25. Плахтиенко, В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
26. Попов, А.Л. Спортивная психология : Учеб. пособие для физкультур. вузов / А. Л. Попов. – 3. изд. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 2000. – 151 с.
27. Профессиональная компетенция тренера спортивной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-grace.ru/index.php/zaslugi/73-professionalnye-kompetentsii-trenera-sportivnoj-shkoly.
28. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: учеб. для вузов / А. В. Родионов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.
29. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие / Л. К. Серова. – М.: Советский спорт, 2007. – 116 с.
30. Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие / Н. Б. Стамбулова. – СПб.: Центр карьеры, 1999. – 368 с.
31. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога [Текст] : Акмеология воспитания и обучения : Кн. для учителей шк., преподавателей сред. спец. и вузов : Учеб. пособие / М. И. Станкин. – Москва : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 1998. – 363 с.
32. Сухомлинский В.А. Учитель – методист – наставник / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1988. – 289 с.
33. Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности / Г. С. Туманян, В. В. Гожин. – М. : Сов. спорт, 2000
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты