Использование традиций казахского народа в образовании и воспитании
Колледж иностранных языков
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование традиций казахского народа в образовании и воспитании»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
7500.00 KZT
Использование традиций казахского народа в образовании и воспитании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Обычаи и традиции казахского народа.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования традиций казахского народа в образовании и воспитании
1.1 Понятие воспитания
1.2 Особенности воспитания в рамках традиций казахского народа
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование использования традиций казахского народа в образовании и воспитании
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Многие обычаи, традиции и обряды казахского народа, по существу, стали неписаными законами воспитания, своеобразным моральным кодексом семьи в нашей стране, поскольку в них выкристаллизовался многовековой опыт воспитания молодежи в семье. Обычаи и традиции, обряды, пословицы, поговорки и сказки оказывают воспитательный эффект не сами по себе, а только в том случае, если родители своим личным примером следуют и поддерживают выраженные в них принципы и идеи. Каждая пословица, поговорка, каждый обряд и обычай, если они разумны, правильно применяются, соответствуют духу и традициям казахской семьи, если они понятны и близки сердцу детей, становятся прекрасным и поучительным нравственным уроком.
Казахская народная педагогика определяет семейное воспитание как первую общественную необходимость, т.е. основой всего воспитания и родительского счастья была семья.
Основными направлениями народной системы воспитания являются: уважение к старшим, почитание предков, забота о представителях старшего поколения; проявление любви и заботы в разумном сочетании с требовательным отношением к детям, приобщение к трудовой деятельности на основе воспитания таких качеств, как трудолюбие, ответственность, нравственное отношение к ценностям, созданным человеческим трудом.
Милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь; гостеприимство; заботливое, ответственное и бережное отношение к окружающей природе; верность роду и общине; уважение к обществу [1, с.258].
Многие обычаи, традиции и обряды казахского народа стали неписаными законами воспитания, своеобразным моральным кодексом семьи в нашей стране, поскольку в них выкристаллизовался многовековой опыт воспитания молодежи в семье.
Обычаи и традиции, обряды, пословицы, поговорки и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а если родители своим примером в семье показывают и поддерживают выраженные в них принципы и идеи. Каждая пословица, поговорка, каждый обряд, обычай, если они разумны, правильно применяются, соответствуют духу и традициям казахской семьи, если они понятны и близки сердцу детей, становятся большим поучительным нравственным уроком.
Исследованиями в области изучения особенностей использования традиций казахского народа в образовании и воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Г.Н. Волков, А.А. Диваев, Н.И. Непомнящая, Э. Суслова, Г.А. Лапшина и т.д.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: процесс воспитания.
Глава 1. Теоретические основы использования традиций казахского народа в образовании и воспитании
1.1 Понятие воспитания
Воспитание – это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией).
Педагогический (в узком смысле): Воспитание – это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности).
Воспитание – одно из основных понятий педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса [2, с.45].
Воспитание в Законе «Об образовании» определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно– нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [3, с.88].
В педагогической литературе встречается множество различных определений данной категории. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.
Тем не менее, термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения, прежде всего как педагогический процесс формирования личности ребенка, и, по мнению Л. П. Крившенко, может употребляться как синоним термину «образование» [15, с.157].
Известные исследователи М. И. Рожков и Л. В. Байбородова определяют воспитание как «педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленную деятельность по созданию условий для развития человека» [16, с. 13].
Из этого определения не совсем понятно, чем, собственно, воспитание отличается от обучения. Ведь последнее также можно рассматривать как педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека - в частности, для развития его знаний, умений, навыков. Если предположить, что авторы рассматривают образование как компонент воспитания, то это вновь возвращает нас к непродуктивному пониманию образования в широком смысле, в узком смысле и т.д.
П.И. Пидкасистый рассматривает воспитание в широком и узком социальном смысле. В широком социальном смысле воспитание «…это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим». При этом под опытом понимаются знания, умения, навыки способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы – т.е. все духовное наследие человечества.
Глава 2. Эмпирическое исследование использования традиций казахского народа в образовании и воспитании
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: МДОУ «Средняя школа» №11 г. Алматы. В исследовании приняли участие 19 учащихся в возрасте 9-10 лет. Выборка составила 10 (53%) мальчиков и 9 (47%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень воспитания детей младшего школьного возраста.
Методики исследования:
1. Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой (Приложение А)
Исследование проводится в рамках изучения нескольких шкал:
– отношение у обществу;
– отношение к умственной деятельности;
– отношение к физическому труду.
– отношение к людям;
– формирование саморегуляции.
Данная методика направлена на определении субъективного уровня воспитанности. Исходя из описанных баллов, определяется уровень воспитанности детей четвертого класса.
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются
Уровни:
1. Невоспитанность (0-10 баллов)
2. Низкий уровень (11-20 баллов)
Заключение
Анализ литературных источников показал, что понятие воспитания используется в узком и широком смысле. В узком смысле воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования определенных качеств личности, в широком смысле, мы можем определить, что воспитание представляет собой широкую сферу деятельности, которая неотделима от процесса образования.
Основными задачами процесса воспитания являются такие как приобщение детей к процессу формирования здорового образа жизни, формирование инициативности, любознательности, а также формирование познавательной активности.
Использование народной педагогики способствовало и будет способствовать нравственному и эстетическому развитию личности. Если идеи народных праздников, обрядов и традиций воздействуют на нравственное сознание, то их красочность и привлекательный внешний вид влияют на психологию и чувства человека. На протяжении веков многие традиционные праздники, обряды и обычаи служили мерилом, по которому люди оценивали свои поступки, деятельность и поведение.
С целью формирования представления о уровне воспитанности у детей младшего школьного возраста (9-10 лет), нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики «Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой». В ходе проведенного эмпирического исследования нами были получены следующие результаты исследования:
– для детей младшего школьного возраста, в основном, характерными являются такие особенности как преобладание среднего уровня общего воспитания, высокие показатели в рамках категорий «отношение к другим людям» и «самоконтроль», а также низкие показатели в рамках критериев «умственный труд» и «физический труд».
На основе проведенных исследований мы пришли к выводу. Воспитанность - это особое, индивидуальное качество личности, приобретенное в результате совокупного воздействия факторов воспитания (нравственное, воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений, трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, эстетическое, физическое, формирование мировоззрения учащихся в общей системе учебно-воспитательной работы, самовоспитание учащихся), эффективность которого осуществляется мерой усвоения знаний, выработки навыков, привычек и оттачиванием умений, где воспитанность оценивается непараметрическими и параметрическими способами. При этом воспитанность учащегося подразумевает добросовестное выполнение общечеловеческих норм поведения и правил жизнедеятельности в окружении микро- и макросреды, которые следует рассматривать как условия, воспитывающие личность.
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 2005. – 448 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2005. – 213 с.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – М.: Академия, 2009. 168 с.
4. Давыдов В. В. Курс лекций по общей психологии / В.В. Давыдов. – М.: Academia, 2015. – 176 с.
5. Жарыкбаева, К.Б. Психология / К.Б. Жарикбаева. – М.: Академия, 2015. – 269 с.
6. Жумабаев М. Педагогика / М. Жумабаев. – Алматы: Ана тили, 1992. - 106 б.
7. Касымханов А.Х. Духовное наследие казахского народа / А.Х. Касымханов. – М.: Академия, 2012. – 258 с.
8. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Академический курс / Г.М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2016. – 720 с.
9. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика / К.Ж. Кожахметова. – Алматы: Fbmbrn, 2005. – 269 с.
10. Кочкина Н. А. Социально–педагогическая сущность понятия «воспитание» / Н.А. Кочкина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2015. – № 6. – С.108–121.
11. Куцакова Л.В. Нравственно–трудовое воспитание ребенка. Учебное пособие / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2006. – 154 с.
12. Менлибаев К.Н. Роль национальных традиций в патриотическом воспитании (по материалам конкретно–социологических исследований молодежи РК). Дисс. канд.филос.наук. – Караганда., 2005. – 269 с.
13. Миронов А. В. Актуальные вопросы воспитания дошкольников / А.В. Миронов // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №11. – С.3–8.
14. Непомнящая, Н. И. Становление личности 6–7 лет / Н. И. Непомнящая. – М. : Педагогика, 2012. – 236 с.
15. Педагогика: Учебник / Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд– во Проспект, 2004. – 432 с.
16. Пидкасистый, П. И. Педагогика: Учебник и практикум для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт, 2016. – 420 с.
17. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания / Л.Н. Седова. – М.: Высшее образование, 2011. – 206 с.
18. Сэрсенбаев. Н. Обычай и традиции в развитии / Н. Сэрсенбаев. – Алматы: Кдзакстан, 2005. – 254 с.
19. Узакбаева С. Средствами казахской народной педагогики //Вестник научно–педагогических центра АГУ им. Абая. – Алматы. – 2012. – С.12–22
20. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Щуркова. – М.: Аркти, 2014. – 134 с.
21. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Обычаи и традиции казахского народа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты