Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков общения у дошкольников с нарушениями слуха в специальном учреждении
КГПУ (Костанайский государственный педагогический институт)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков общения у дошкольников с нарушениями слуха в специальном учреждении»
по дисциплине: «Специальная педагогика и психология»
2021
7500.00 KZT
Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков общения у дошкольников с нарушениями слуха в специальном учреждении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальная педагогика и психология
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Психодиагностические методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты диагностического обследования детей дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Упражнения для совершенствования невербальных и вербальных навыков общения у дошкольников с нарушением слуха.
Поделиться
Введение
1 Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков общения у дошкольников с нарушениями слуха в специальном учреждении
1.1 Психолого-медико-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха
1.2 Анализ работ специалистов по проблеме формирования навыков общения у дошкольников с нарушениями слуха в специальном учреждении
2 Система коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в специальном учреждении
2.1 Условия эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха
2.2 Особенности коммуникативных способностей у детей с нарушением слуха
2.3 Анализ уровня сформированности навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
2.4 Методы коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в специальном учреждении
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень сформированности навыков общения влияет на успешность социализации ребенка. Поскольку социальная адаптация выступает универсальной основой для личностного и социального благополучия любого человека, возникла необходимость усиления данной составляющей в содержании образования детей с особенностями психофизического развития. Особую значимость проблема формирования навыков общения приобретает при слуховой депривации, которая может оказывать отрицательное влияние на психическое развитие и формирование продуктивных взаимоотношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха с окружающими.
Нарушение слуха и обусловленное им нарушение речи в значительной степени ограничивают возможности и объем общения детей со слуховой депривацией с окружающими людьми, затрудняют доступ к широкому кругу источников информации, замедляют процессы формирования адекватного отношения к окружающей действительности, овладение способами взаимодействия с окружающими в процессе реализации социальной роли. Сложности вхождения во взаимодействие детей с нарушением слуха, недостаточно сформированное умение анализировать в совместной деятельности интересы партнера могут приводить к слабому коммуникативному опыту ребенка, могут оказывать отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, на формирование продуктивных межличностных отношений, формируют его низкий социальный статус в группе сверстников. Поэтому развитие коммуникативных навыков является важнейшим условием в дальнейшем формировании успешной учебной деятельности, определяющим направлением социального опыта и личностного развития ребенка с нарушением слуха.
Изучению проблемы общения в дошкольном возрасте посвящены труды Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна и многих других ученых. Изучением проблемы формирования навыков общения у детей с нарушением слуха в специальных учреждениях занимались Е.А. Лемех, И.К. Русакович, С.Н. Феклистова. В частности, в учебно-методическом пособии, разработанном данным авторским коллективом, раскрыты особенности включения ребенка с нарушением слуха в общество сверстников [1]. Вопросы социальной адаптации и реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха нашли свое отражение в исследованиях Л.П. Назаровой [2], Л.П. Носковой [3], Е.Л. Черкасовой [4] и др. Однако, несмотря на многочисленность работ в данной области, отмечается недостаточно исследований по проблеме особенностей формирования навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в специальном учреждении. Следовательно, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили обращение к настоящей теме исследования.
1 Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков общения у дошкольников с нарушениями слуха в специальном учреждении
1.1 Психолого-медико-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха
В специальной педагогике нарушение слуха рассматривается как снижение способности обнаруживать и понимать неречевые и речевые звуки. У детей состояние слуха имеет свои различия: от незначительного нарушения до резкого ограничения восприятия и понимания речи. Также дети с нарушением слуха имеют различия в степени слухового нарушения по уровню речевого развития. Исходя из этих критериев принято различать две группы детей:
- глухие.
- слабослышащие [2, с. 34].
Глухие – это дети, у которых имеются нарушения не позволяющее естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. Исходя из состояния речи принято выделять: ранооглохшие, потерявшие слух до начала развития речи, родившиеся с нарушением слуха.
Во второй категории дети, потерявшие слух в тот период, когда их речь уже была сформирована.
В своих работах Л.В. Нейман [5] дает понятие слабослышащим. Слабослышащие это – дети, которые имеют частичное нарушение слуха, но при этом у них происходит речевое развитие. Исходя из состояния речи у детей принято выделять еще две дополнительные категории слабослышащих детей:
- слабослышащие дети с незначительным недоразвитие речи (они владеют различными фразами и имеют незначительные отклонения в фонетическом оформлении и грамматическом строе речи);
- слабослышащие дети с тяжелым нарушением речи (дети могут произносить только некоторые слова, неправильно построенные фразы, имеются значительные нарушения в грамматическом, фонетическом и лексическом строе речи) [5, с. 45].
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что нарушение слуха – это не только снижение слухового восприятия, но и качественные изменения как в слуховом, так и в психическом развитие ребенка.
Анализируя понятия психологическое развитие ребенка с нарушением слуха можно сказать, что развитие происходит в условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.
2 Система коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в специальном учреждении
2.1 Условия эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха
Главными задачами современного специального образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение доступного образования и оказание необходимой коррекционной помощи путем обеспечения специальных условий, которые будут способствовать социальной адаптации и интеграции данной категории лиц в общество. Социальная адаптация дошкольников с нарушением слуха и интеграция их в среду слышащих сверстников не может быть реализована без универсального средства общения – а именно, устной речи, которая в максимально возможной степени должна соответствовать речи сверстников с нормальным уровнем развития слуховой функции. Поэтому перечислим главные условия эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха [21]:
1. Создание полноценной слухо-речевой среды, которая необходима не только для формирования основных речевых способностей детей, но и развития личностных особенностей. Слухо-речевая среда включает в себя:
- создание условий, которые позволяют обеспечить постоянное восприятие дошкольниками с нарушением слуха речи окружающих посредством различных типов звукоусиливающей аппаратуры; в первую очередь здесь необходимо исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды;
- постоянную стимуляцию речевого общения с детьми с нарушением слуха;
- использование естественных, а также специально сформированных ситуаций, которые стимулируют общение детей;
- использование устной речи как ведущей при общении с глухими и слабослышащими детьми педагогов, слышащих родителей, родственников, знакомых.
2. Комплексное проведение слухо-речевого обследования дошкольников на начальном этапе обучения в специальном учреждении, включающее:
- педагогическое обследование состояния слуха (без использования звукоусиливающей аппаратуры);
- выявление состояния и резервов развития слухового восприятия речи (с использованием звукоусиливающей аппаратуры);
- изучение возможностей учащихся понимать собеседника и быть понятым на материале связной речи;
- аналитическую проверку произношения (Е.З. Яхнина, Е.П. Кузьмичева).
3. Реализация дифференцированного подхода к развитию нарушенной слуховой функции, формированию устной речи дошкольников с нарушением слуха как наиболее продуктивной педагогической технологии, отражающей идеи личностно-ориентированного процесса образования.
Заключение
На основании обзора научной и методической литературы можно следующим образом охарактеризовать понятие «навыки общения»: владение умственными и практическими действиями, направленными на установление взаимоотношений с людьми. Коммуникативные навыки дошкольников – это осознанные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. У детей в дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные навыки, как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Однако не всегда коммуникативные навыки могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. У детей дошкольного возраста с нарушением слуха формирование навыков общения происходит немного иначе, чем у детей без патологии слухового анализатора. Все дети с нарушением слуха испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается очень низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; значительное смущение, страх перед собеседником, скованность, напряженность, односложные ответы, паралингвистические средства общения, отсутствие инициативного высказывания. Анализ работ специалистов по проблеме формирования навыков общения у дошкольников с нарушениями слуха в специальном учреждении позволил установить, что данное направление деятельности реализуется в рамках формирования социальной компетенции воспитанников. Проводится как на коррекционных занятиях, так и в процессе занятий по основным образовательным областям. Кроме того, навыки общения развиваются в свободной игровой деятельности детей под руководством педагога.
Были выделены главные условия эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха: создание полноценной слухо-речевой среды, комплексное проведение слухо-речевого обследования дошкольников на начальном этапе обучения в специальном учреждении, реализация дифференцированного подхода к развитию нарушенной слуховой функции, формированию устной речи, грамотное планирование коррекционно-развивающей работы.
Экспериментальным путем выявлены особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нарушением слуха: низкая активность, очень низкий уровень речевой коммуникативной активности; неумение проявлять инициативу в процессе общения; неумение формулировать и в речевой форме передавать мысли; страхи перед коммуникативным контактом с детьми и взрослыми; выраженные трудности в организации своего поведения, негативно отражающиеся на коммуникации с окружающими и, прежде всего, с ровесниками). Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию навыков вербальной и невербальной коммуникации у дошкольников с нарушением слуха. Проведение этой работы в системе логопедического и психологического воздействия особенно важно на ранних этапах коррекционного воздействия.
1 Лемех Е.А. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 1 / Е. А. Лемех, С.Н. Феклистова, И.К. Русакович. – Минск : БГПУ, 2018. – 112 с.
2 Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха /Л.П.Назарова. – М.: Просвещение, 2011. – 155с.
3 Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для вузов /Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 266 с
4 Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е.Л. Черкасова. – М.: АРКТИ, 2013. – 269 с.
5 Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л.В.Нейман. – М.: Академия, 2003. – 248 с.
6 Альтман Я.А. Руководство по аудиологии / Я.А. Альтман, Г.А.Таварткиладзе. – М.: ДМК-Пресс, 2003. – 360 с.
7 Выготский Л. С. Основы дефектологии : учебник для вузов / Л.С. Выготский. – СПб.: Владос, 1995. – 112 с.
8 Коровин К.Г. Построение предложений в речи тугоухих учащихся / под ред. Р.М. Боскис. – М.: Изд-во ЛПН, 2000. – 107 с.
9 Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Ф.И. Иващенко. – Минск: Высшая школа, 2013. – 128 с.
10 Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010.– 376 с.
11 Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной научной конференции. - Челябинск, 2013. - С.140-143.
12 Бекетова Е.С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха / Е.С. Бекетова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – М.: МГУ, 2017. – 180 с.
13 Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов.– М.: Гуманит; Владос, 2003. – 368 с.
14 Дичкова Т.И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе / Т.И. Дичкова // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 705–708.
15 Евглевская С. В. Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования / С. В. Евглевская // Молодой ученый. – 2018. – № 44. – С. 268-270.
16 Рахманова Е.В. Компьютерные технологии в обучении детей с нарушением слуха / Е.В. Рахманова // Дэфекталогія. – 2003. – № 3. – С. 53–59.
17 Руленкова Л.И. Как научить неслышашего ребенка слушать и говорить с использованием верботонального метода / Л.И. Руленкова. – М.: Перспектива, 2010. – 210 с.
18 Феклистова С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
19 Семенов С.А. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии / С.А. Семенов // Молодой ученый. – 2014. – №13. – С. 285–287.
20 Цыганкова А.В. Психолингвистические основы методики развития речи / А.В. Цыганкова // Специальное образование. – 2010. – №2. – С.60 – 65.
21 Шматко Н.Д. Если малыш не слышит/ Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М.: Просвещение, 2003. – 204 с.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Психодиагностические методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты диагностического обследования детей дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Упражнения для совершенствования невербальных и вербальных навыков общения у дошкольников с нарушением слуха.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты