Консультативная психология как наука. Этапы становления
АтГУ (Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Консультативная психология как наука. Этапы становления»
по дисциплине: «Консультативная психология»
2021
7500.00 KZT
Консультативная психология как наука. Этапы становления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Консультативная психология
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
Глава 1 Общее представление о консультативной психологии как науке
1.1 Консультативная психология как наука и ее предмет
1.2 Модели консультативной психологии
1.3 Виды психологического консультирования
Глава 2 Этапы становления консультативной психологии
2.1 Предпосылки возникновения консультативной психологии
2.2 Становление консультативной психологии как самостоятельной науки
2.3 Консультативная психология на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В сложившихся современных условиях психологического образования в нашей стране консультативная психология стала значимой профессиональной специализированной научной дисциплиной для студентов – будущих психологов. Эта научная дисциплина предназначена не только для повышения общей осведомленности в сфере исторических аспектов развития психологии, но также для ознакомления с базовыми технологиями и методами реализации профессионального психологического консультирования. Консультативная психология обращается к представлениям о том, что посредством специально организованного профессионального процесса общения у человека, который обратился за помощью, могут раскрыться дополнительные психологические резервы и скрытые способности, позволяющие обеспечить поиск новых ресурсных возможностей выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации.
Практика организации психологического консультирования в самых разнообразных формах уже давно стала применяться в повседневной жизни: открылось множество психологических центров, телефонов доверия, проводятся психологические тренинги (начиная от тренинга продаж до формирования групп личностного роста), организована психологическая работа с детьми и их родителями, с подростками, с пожилыми, с руководящим составом, с социально-дезадаптированными слоями населения.
ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ
1.1 Консультативная психология как наука и ее предмет
Консультативную психологию определяют как раздел науки, который направлен на изучение и анализ структуры и основных содержательных характеристик психологического консультирования как формы практической деятельности [16, с. 14].
Консультативная психология представляет собой отрасль психологических знаний, которая имеет тесную связь с процессом обобщения, анализа и исследования практических приемов консультативного процесса совместно с теориями, базовыми принципами и теоретическими моделями консультирования [14, с. 12]. При этом следует различать консультативную психологию как науку и психологическое консультирование как форму практической деятельности.
Психологическое консультирование представляет собой форму профессиональной деятельности психолога, состоящую в организации непосредственного консультативного взаимодействия с людьми для оказания им необходимой психологической помощи, касающейся принятия решения в определенной ситуации, решения проблем их социального или личностного аспекта жизни [17, с. 8]. В целом психологическое консультирование направлено на достижение человеком состояния психологического комфорта, изменение поведения и личностного развития.
Анализ содержательных аспектов различных определений понятия «консультативная психология как наука» показал, что их обобщенный содержательный конструкт можно свести к следующим основным положениям:
- консультирование позволяет актуализировать личностное развитие;
- консультирование позволяет человеку совершить выбор и действовать по собственному усмотрению...
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Предпосылки возникновения консультативной психологии
В XIX – ХХ вв. начали формироваться предпосылки для выделения отдельной профессиональной деятельности, которая связанна с оказанием человеку психологической помощи.
Философы на тот момент выступали как своеобразные консультанты, которые стимулировали процесс личностного, эмоционального и интеллектуального роста своих учеников.
Оформление консультативной психологии как науки было достаточно длительным процессом. Специалисты в сфере истории психологии описали конкретные предпосылки к выделению и развитию консультативной психологии как науки:
1. Призыв к оказанию помощи, который прослеживался еще в Священном писании и Новом Завете.
2. Выделение в самостоятельную науку и интенсивное развитие экспериментальной психологии.
3. Развитие обновленного гуманистического научного подхода в отношении оказания помощи людям, которые страдали психическими заболеваниями. Его начало связано с мероприятиями Ф. Пиннеля, который заставил снять с цепи пациентов психиатрических лечебниц. Потом этот гуманистический подход получил дальнейшее развитие в трудах Ж.Шарко, П. Жане, которые описали истерию, научным исследованиям Дж. Брейеру, который смог обосновать применение катарсически-гипнотического метода лечения истерии, открытию феномена «бледной спирохеты», которое позволило обосновать материальные основания нарушения психических функций, также работам З. Фрейда, основателя психоанализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Консультативную психологию определяют как раздел науки, который направлен на изучение и анализ структуры и основных содержательных характеристик психологического консультирования как формы практической деятельности. В настоящее время целесообразно говорить о комплексном «предметном поле» консультативной психологии как науки в связи с ее широкой областью охвата изучаемых явлений. Предметное поле консультативной психологии как науки можно свести к следующим базовым категориям: клиент – представлен отдельной личностью и/или группой как субъект оказания психологической помощи со определенным набором специфических социально-психологических характеристик и особенностей, психолог-консультант – эта область предметного поля представлена специалистом с определенным набором личностных характеристик, конкретным уровнем теоретической и практической подготовленности, который владеет психотехнологиями (определенными методами, методиками, приемами) оказания психологической помощи; процесс консультирования – данная область предметного поля включает в себя особенности контакта психолога и клиента, динамических характеристик отношений субъектов консультирования, а также целей и задач, которые решаются либо трансформируются в процессе консультирования.
Общая характеристика понятия «модель» включает в себя процесс психологического консультирования, который имеет определенные специфические отличительные особенности. В зависимости от того, какой теорией объясняются сложности и проблемы клиента, выделяются следующие модели психологического консультирования: медицинской, психологической, педагогической, философской, диагностической, социальной и эклектичной (смешанной).
1. Андронникова, О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие / О.О. Андронникова. – М: Вузовский учебник: ИНФА-М, 2013. – 415с.
2. Архангельская, В.В. Консультативная психология: на пути к научной специальности / В.В. Архангельская // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. – Том 18. – № 1. – С. 158–179.
3. Балабанова, М.В. О понятиях терапевтической и консультативной психологии / М.В. Балабанова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1. – С. 30-34.
4. Болотова, А.К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2019. – 340 с.
5. Гартфельдер, Д.В. Дистанционная психологическая помощь: обзор современных возможностей и ограничений / Д.В. Гартфельдер // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2016. – № 3. – С. 77-96.
6. Гулина, М. Консультативная психология. Учебник / М. Гулина, Ю. Зинченко. – М.: Питер, 2015. – 336 c.
7. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян. – М.: Эксмо-пресс, 2010. – 384 с.
8. Короткова, В.О. Положительные и отрицательные стороны дистанционного психологического консультирования / В.О. Короткова // Материалы IV международной научно-практической конференции МЦНС «Наука и просвещение». – М., 2019. – С. 185-187.
9. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2009. – 154 с.
10. Кочюнас, Р. Самообман в психотерапии / Р. Кочюнас // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2011. – №4. – С. 37–49.
11. Лидерс, А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту / А.Г. Лидерс // Журнал практического психолога. – 2005. – № 4. – С. 142–163.
12. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика / Н.Д. Линде. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 255 с.
13. Манухина, Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1–3 встреч с клиентом / Н.М. Манухина // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 103–116.
14. Мастерство психологического консультирования / под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.
15. Меновщиков, В.Ю. Психологическая помощь в сети интернет / В.Ю. Меновщиков. – М.: Эксмо-пресс, 2007. – 178 с.
16. Минигалиева, М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика / М.Р. Минигалиева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 609 с.
17. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2008. – 224 с.
18. Петровский, В.А. Предмет консультативной психологии: пред-«меты» / В.А. Петровский // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. – Том 18. – № 2. – С. 8–24.
19. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение / К. Роджерс. – М.: Психотерапия, 2007. – 560 с.
20. Степанова, Л.Г. Нарративный подход в консультировании и психотерапии: теоретическое основание / Л.Г. Степанова // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2014. – № 2. – С. 5–15.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты