Естественные и сверхъестественные основы истин ислама
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Курсовая работа (проект)
на тему: «Естественные и сверхъестественные основы истин ислама»
по дисциплине: «Религиоведение»
2021
7500.00 KZT
Естественные и сверхъестественные основы истин ислама
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Религиоведение
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСЛАМА
ГЛАВА 2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ИСТИН ИСЛАМА
ГЛАВА 3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ИСТИН ИСЛАМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Четвертой (самой поздней по времени возникновения) «мировой религией» является ислам, или мусульманство. Это одна из распространеннейшей религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабоязычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
На раннем этапе истории связи между светской властью и исламом представляли собой уникальный пример успешного сотрудничества. Именно благодаря этому ислам смог сделать то, что не удавалось ни одной религии менее чем за сто лет распространиться на огромную территорию (от современных Марокко до Пакистана). Религия, возникшая в VII в., явилась мощным консолидирующим фактором для многих племен Ближнего и Среднего Востока, Африки, вследствие чего возникло теократическое государство – халифат. Исламская цивилизация достигла своего расцвета в IX в., а с XIII в. начался ее постепенный упадок.
Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания. Ислам в основе своей религия, пропагандирующая гуманистические ценности, но иногда так называемые религиозные лидеры заменяют их своими эгоистическими, политическими, экономическими и иными интересами. Так возникает религиозный конфликт, который постепенно перерастает в конфликт межэтнический и даже международный. Поэтому важно, чтобы каждый мусульманин хорошо знал теоретические основы своей религии.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСЛАМА
Ислам, несмотря на существующие стереотипы, в определенной степени демократичен, так как в его рамках допускается сосуществование различных позиций и оценок. Однако, при несомненной определяющей роли мусульманской общины (уммы), он настроен довольно подозрительно в отношении концепции политической демократии, так как в ней видится попытка превознести власть человека в ущерб власти Бога. Долгое время влияние на ислам западной культуры, в том числе политической, было минимальным. Перелом произошел примерно в XIX в. когда европейские страны начали активно «осваивать» мусульманские регионы мира и всемерно влиять на самую крупную исламскую державу – Османскую империю. В результате последовавшей либерализации общественных систем, усилилось инакомыслие в религиозной сфере. Различные секты и течения в исламе получили возможность более свободного распространения своих идей, включая экстремистских. В авторитарных же мусульманских странах ситуация осталась неизменной – жесткий контроль господствующих кругов, с сохранением фундаментальных основ религии. Со временем данная тенденция только усиливалась. И в наши дни она остается прежней. Отношение же к фундаментализму в немусульманском мире и среди части мусульман достаточно негативное, порой граничащее со страхом и всевозможными предубеждениями .
В настоящее время неспециалисты (журналисты, обыватели и др.) нередко фундаментализм путают даже с экстремизмом. Так, Исламские экстремисты, это группа людей из ислама, которые более религиозны в очевидных актах намаза, постов и так далее. Но это люди, которые убивают и распространяют кровопролитие во имя религии. У них есть свои собственные идеологии, отличные от основного ислама. У экстремистов есть мощный инструмент для распространения своих политически мотивированных и эгоистичных идеологий – это страх.
ГЛАВА 2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ИСТИН ИСЛАМА
Модель истины пророка Мухаммада: а) троичная модель истины: истина ложь – возможное (возможность выбора мусульманином Аллаха или Дьявола), б) экзистенциальные обобщения всеобще-категорического дедуктивного и вероятностного типов включения в класс ислама и исключения из класса ислама, отрицая, однако, насилие в религии. Но подобное мышление исчезает в людях, которые утратили справедливость, они мертвы и лишь кажутся живыми, люди впадают в заблуждение и не слушают людей знающих, и тех забирает Аллах, ибо бесполезно уже мёртвым сообщать Его волю. «Нет принуждения в религии . Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надёжную опору, для которой нет сокрушения . Поистине, Аллах – слышащий, знающий», «Когда сотрясается земля своим сотрясением, и изведёт земля свои ноши, и скажет человек: «Что с нею?», в тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его». «О люди! Бойтесь Господа вашего и страшитесь дня, когда родитель не возместит за ребёнка и рождённый не возместит ничем за своего родителя!». Число 9 – Сура 9 «Покаяние»: «Скажи: «Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах и Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придёт Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведёт народа распутного!». Правильно говорит Л. Шестов: истина в истории не то, что осуществилось, а то, мимо чего история прошла. И это суждение сохраняется в традиции, сохраняя и изменяя её как у Господа и пророка Мухаммада, как у русского Св. Аввакума.
ГЛАВА 3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ИСТИН ИСЛАМА
Ключевым вопросом философии и, в частности, экзистенциально-онтологической философии является вопрос о сущностном бытии Всеединства. К классическим представителям экзистенциально-онтологической философии следует отнести, прежде всего, С. Кьеркегора, Ж.-П. Сартр, А. Камю, а также М. Хайдеггер, К. Ясперс и другие. Представители этого философского направления провозглашают уникальность и ценность человеческого существования, определяя его как иррациональное, а потому невозможное для рационального осмысления. Экзистенциалисты сосредотачивают свое внимание на вопросах широкого теоретического характера. Практически все вопросы философского мышления и, в частности, поиск ответа на ту или иную проблему экзистенциально-онтологических свойств неизбежно приводят к необходимости осмысления феномена целостности пространства мироздания. «Принцип тотального единства ... это принцип философской классики в целом». Западные экзистенциалисты лишь частично затронули вопросы анализа религии в своих дискуссиях, рассматривая это явление исключительно в свете апелляции к личному человеческому существованию и его содержанию.
Известно, что классическая философия берет начало с философии древнегреческого мыслителя Фалеса Милетского, который первым поднял вопрос о Едином с философской точки зрения. Впоследствии Гераклит наметил дальнейший путь осмысления концепции Всеединства, указав на единство Разума и Вселенной. Несомненно, древнегреческая философия заложила основы философского мышления (провидения) проблемы Всеединства. «В греческой философии единое считалось не только и не столько чем-то присутствующим, но и своего рода высшим принципом всеобъемлющим и всеобъемлющим».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коранический призыв «Задумайся!» нацелен на создание первичной интенции, перерастающей в «интенциальную детерминанту» осознания себя частью мироздания. Человек (личность) – модальная часть целостной экзистенции мироздания. Экзистенциальная модальность жизни человека заключается в императиве исполнения воли Всевышнего, его «задания», как части общего «задания» от Всевышнего всему мирозданию. Если каждый объект мироздания (от травинки, до планет Вселенной и каждого человека) верно исполняет «задание» Всевышнего Творца, создается общая гармония. Хаос, войны, деструкция – следствие неисполнения или отклонения воли («задания») от Всевышнего.
Рене Генон верно заметил, что в исламе вселенная рассматривается как символическая книга, и «буквы в этой книге все единовременно и нераздельно начертаны “божественным пером” (El-Qualamul-llahi); эти “трансцендентные письмена” суть вечные сущности или божественные идеи… (которые. – Л. Н.) божественным дыханием перенесены на нижние уровни, составили и сформировали, образовали проявленную Вселенную». Всевышний, через ниспосланный Коран, расчищает сознание и душу человека от привязанности к ничтожности мира, от прихотей тела (обыденного сознания), как поле очищается от сорняков для прорастания благотворных семян – Божественной Истины. «Все, что вам даровано, является всего лишь преходящим благом мирской жизни и ее украшением, а у Аллаха – нечто более прекрасное и долговечное. Неужели вы не разумеете?» (Коран, 28:60, пер. Кулиев). В расчищенное от обыденных ценностей поле сознания ниспосланное слово Всевышнего («Логос») сажает семена единственного истинного знания – всеобъемлющего и целостного, основанного на принципах “Tawhid”.
1. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М. : Флинта, 199. 312 с.
2. Бибихин В. Мир. Язык философии. СПб. : Азбука, 2016. 448 с.
3. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М. : Наука. 1965. 374 с.
4. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. первая. СПб. : Наука, 349 с.
5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М. : Мысль, 1975. 452 с.
6. Гейзенберг В. Теория единого поля // Эйнштейновский сборник. 1969–1970. М. : Наука, 1970.
7. Генон Р. Символы священной науки. М. : Беловодье, 1997. 494 с.
8. Гессен М. Совершенная строгость. Григорий Перельман: гений и задача тысячелетия: документальная проза / пер. с англ. М. : Астрель : CORPUS, 2011. 272 c.
9. Ефремова Н. В. Атрибуты Бога согласно фалясифе // Ишрак : ежегодник исламской философии. 2011. № 2. М. : Вост. лит., 2011. 719 с.
10. Ибн Сина, Абу Али. Избранные произведения. Т. 1. Душанбе : Ирфон, 1980. 420 с.
11. Кант И. Статьи // Собр. соч. : в 8 т. Т. 8. М. : Чоро, 1994. 718 с.
12. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / пер. с англ. М. Г. Романов. СПб. : Изд-во «ДИЛЯ», 2004. 464 с.
13. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I. / пер. с англ. Ю. А. Алакина. M. : ЗАO Центр-полиграф, 2003. 335 с.
14. Кузнецов В. Ю. Единство мира в постнеклассической перспективе. Изд. 2-е, испр. М. : ИОИ, 2018. 288 с.
15. Локк Дж. Об управлении разумом / Локк Дж. Сочинения : в 3 т. Т. 2 / пер. с англ. M. : Мысль, 1985. 560 с.
16. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М. : Прогресс, 1990. 720 с.
17. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М. : ТЕРРА – Книжный клуб : Республика, 1999. 408 с.
18. Нестерук А. В. Фундаментальные философские проблемы современной космологии: Экзистенциально-феноменологический анализ. М. : ЛЕНАНД, 2018. 424 с.
19. Райт Р. Эволюция Бога. Бог глазами Библии, Корана и науки / пер. с англ. 2-е изд. М. : Эксмо, 2017. 608 с.
20. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / пер. с англ. С. А. Хомутова ; предисл. и примеч. А. В. Сагадеева. М. : Гл. ред. восточ. лит. изд-ва «Наука», 1978. 372 с.
21. Руми Д. М. Маснави-йи ма’нави (Поэма о скрытом смысле), 1-3 дафтары / пер. с перс. М. : Вече, 2013. 816 с.
22. Страхов Н. Н. Мир как целое. М. : Айрис-пресс : Айрис–Дидактика, 2007. 576 с.
23. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. : Наука, 1987. 240 с.
24. Уайтхед Ф. Избранные работы по философии / пер. с англ., сост. И. Т. Касавин. М. : Прогресс, 1990. 717 с.
25. Филон Александрийский. Толкования Ветхого завета. М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000. 455 с.
26. Фрагменты ранних греческих философов. М. : Наука, 1989. Ч. I. 576 с.
27. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков : Фолио, 2003. 503 с.
28. Хаксли О. Вечная философия / пер. с англ. М. : «Рефл-бук» ; К. : «Ваклер», 1997. 336 с.
29. Чичерин Б. Н. Основания логики и метафизики. Изд. 2-е. M. : ЛЕНАНД, 2017. 376 с.
30. Шеллинг Ф. Н. Й. Философия откровения. Т. 1. CПб. : Наука, 2000. 669 с.
31. Эллиот Л., Уилкокс У. Физика / пер. с англ. Изд. 3-е. М. : Наука, 1967. 736 с.
32. Al-Attas S. Prolegomena to the Metaphysics of Islam. Lahore : Suhail Academy, 2001. 358 p.
33. Ali Muhammad Mohar. A Word for Word Meaning of the Qur’an. Suffiolk : Ipswich, 2003.
34. Encyclopedia of Religion / ed. V. Ferm. N. Y. : The Philsophical library, 1981. 844 p.
35. Masterpieces of World Philosophy / ed. by Frank N. Magill. N. Y. : Harper & Row Publishers, 1961. 1166 p.
36. Murata S. The Vision of Islam. St. Paul : Paragon Press, 1994. 368 p.
37. Nasr S. H. An Introduction to Islamic Cosmological Doctrines. Boulder : Shambala, 1978. 318 p.
38. Umar-Ud-Din M. The ethical philosophy of Al-Ghazalli. Lahore : Sh.Muhammad Ashraf publishers, 1991. 331 p.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты