Страх Божий-начало мудрости
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Курсовая работа (проект)
на тему: «Страх Божий-начало мудрости»
по дисциплине: «Религиоведение»
2021
7500.00 KZT
Страх Божий-начало мудрости
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Религиоведение
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТРАХА БОЖИЯ
1.1. Страх божий в православии
1.2. Страх божий в исламе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. НАЧАЛО МУДРОСТИ И ПОЗНАНИЯ СВЯТОГО
2.1. Мудрость и познание святого – разум
2.2. Мудрость в исламе
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На современном этапе развития общества, социальный институт религии по-прежнему выполняет свои функции. Существует он поскольку в нем есть потребность, несмотря на инновационные прорывы и продвижение научных знаний в целом. Одни из основных задач религии, это утешение человека, его духовная опора, поддержка и воспитание должных моральных ценностей. Однако, при более глубоком рассмотрении религиозных философий, можно отметить необычную закономерность: во многом для людей надежда и вера тесно переплетаются с чувствами и эмоциями более негативными и отрицательными, такими как тревога и страх. На последнем формируется и человеческое послушание перед божьим законом, и внутреннее стремление или удержаться на земле как можно дольше, или обеспечить своей душе бесконечный покой. Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность исследования.
Цель курсовой работы: определить страх Божий – как начало мудрости. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «страх Божий».
2. Осуществить теоретический анализ начала мудрости и познания святого.
Объект исследования: страх – как внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
Предмет исследования: страх Божий.
Методология исследования: теоретические (анализ, обобщение, индуктивный метод, систематизация).
Теоретическая основа исследования и степень изученности темы. Тематика страха Божия достаточно полно изучена в религиозной и научной литературе. Сри авторов, обращавшихся к данной тематики, стоит отнести А. Абдуллаева, С. Абдулло, Н.М. Аверина, Г.З. Агафонову, А. Аль-Касим, А.С. Гагарина и др.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТРАХА БОЖИЯ
1.1. Страх божий в православии
Страх Божий неразрывно связан с верой в истину бытия Божия, он говорит «о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию» (по слову св. Феофана Затворника) .
Страх Господень в наивысшей мере присущ всем мученикам за веру Христову, ибо благодаря ему они преодолевали страх смерти и отдавали свои жизни за Господа.
Страх многолик. Когда произносится это слово, как правило, у людей возникают различного рода ассоциации, связанные с житейскими темами. Это одно из самых низменных чувств человека и доставляет ему нравственные мучения, усиливая комплекс неполноценности. Человеческих страхов множество, они могут прицепиться к чему угодно. В основном они паразитируют на темах о здоровье, смерти, будущем, воздействии злых сил, нищете и т.д. В психиатрии они именуются невротическими фобиями. Основа их – маловерие и неверие. Часто они сопровождаются унынием .
Самым верным признаком отсутствия страха Божия является то, что человек боится порчи, сглаза, колдунов, примет и т. п. Такой человек смело, бесстрашно грешит перед Богом, но при этом боится черной кошки или пучка волос на дороге. Если человек не освободится от такого страха, то может прийти к серьезному психическому заболеванию.
ГЛАВА 2. НАЧАЛО МУДРОСТИ И ПОЗНАНИЯ СВЯТОГО
2.1. Мудрость и познание святого – разум
В христианском богословии «мудрость» описывает аспект Бога или богословскую концепцию относительно мудрости Бога. В христианской мысли существует противоположность между светской мудростью и мудростью Божьей. Апостол Павел утверждает, что мирская мудрость считает утверждения Христа глупостью. Однако для тех, кто находится «на пути к спасению», Христос олицетворяет мудрость Бога.
Книга Притчей в Ветхом Завете Библии в первую очередь сосредоточена на мудрости и была написана в первую очередь одним из самых мудрых царей в соответствии с еврейской историей, царем Соломоном. Притчи находятся в ветхозаветном разделе Библии и дают указания о том, как обращаться с различными аспектами жизни; отношения с Богом, брак, дела с финансами, работа, дружба и упорство в трудных жизненных ситуациях. По словам царя Соломона, мудрость получена от Бога: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его исходят знание и разум». И через мудрого Божьего помощника человек может иметь лучшую жизнь: «Он хранит успех для честных, он - щит для тех, чьи поступки безупречны, ибо он охраняет путь праведных и защищает путь своих верных. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на собственный разум; на всех своих путях покоряйся Ему, и Он сделает ваши стези прямыми». Соломон в основном утверждает, что с мудростью, полученной от Бога, можно обрести успех и счастье в жизни .
В Притчах есть разные стихи, которые содержат параллели того, что любит Бог, что является мудрым, и того, что Бог не любит, что глупо. Например, в отношении хорошего и плохого поведения в Притчах говорится: «Мерзость перед Господом путь нечестивых, но Он любит стремящегося к правде».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Страх божий в православии – это духовное чувство, проявление любви к Богу, христианская добродетель, которая включает в себя благоговение перед Богом, боязнь удалиться от Него из-за грехов, опасение оскорбить Бога нарушением Его святой воли, благоговейный трепет перед величием Бога, всеведущего, не только милостивого, но и праведного. В исламе под понятием «страх божий» понимается страх перед Аллахом, который мотивирует верующих быть к Нему ближе. В исламе встречается более 10 понятий, трактующихся как «страх», но наиболее известными являются понятия «хауф» (страх от надвигающейся опасности), «хашия» (страх от явлений, которые несут прямую угрозу жизни и здоровью), «таква» (вид страха, который заставляет вас принять меры в отношении своей безопасности). Согласно Корану, только страх перед Аллахом избавляет его от страха перед другими.
2. В православии мудрость – построение жизни на основе откровения Божьего. Богопозна́ние — познание Бога, осуществляемое на основе: 1) усвоения теоретических знаний о Боге и Божественном Промысле, приобретаемых в процессе изучения Священного Писания и Священного Предания, духовно-назидательной литературы, аскетических сочинений; слушания пастырских проповедей, катехизических поучений, образовательных лекций и т. п; 2) личного религиозно-мистического опыта; 3) естественного откровения. Понятие «мудрость» в исламе трактуется с различных позиций: совокупность истин, добытых умом, наблюдением, опытом и приложенных к жизни; умение правильно применять данные Богом знания; знания и следование им; познание Аллаха; гармоничное развитие четырех аспектов личности: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Познание в Исламе – непрекращающийся процесс обнаружения, усваивания и применения новых знаний на практике. Этот процесс невозможен без трех составляющих – теории, практики и обучения. Вершина достижения и применения знания – мудрость.
1. Абдуллаев, А. «Благонравие праведников» / А. Абдуллаев. – Махачкала: Рисалат, 2015. – 308 c.
2. Абдулло, С. Познавая себя и Бога / С. Абдулло // Мысль. – 2008. – № 3. – С. 90-91.
3. Аверин, Н.М. Феофан Затворник – православный моралист и жизнеучитель / Н.М. Аверин // Вестник Тамбовского университета. – 2002. – № 1. – С. 14-19.
4. Агафонова, Г.З. Воспитание духовности в святоотеческом наследии святителей Феофана, Вышенского затворника, и Фаддея (Успенского) / Г.З. Агафонова // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 2. – С. 13-17.
5. Аль-Касим, А. «40 уроков тем, кто застал Рамадан» Страх перед Аллахом / А. Аль-Касим. – М.: Islam House, 2011. – 33 c.
6. Борисова, С.А. Концепт страха в толковой Палее / С.А. Борисова // Вестник РГГУ. – 2020. – № 5. – С. 96-109.
7. Гагарин, А.С. Константин Леонтьев: «Одинокий мыслитель» перед лицом страха / А.С. Гагарин // Дискурс-Пи. – 2016. – № 6. – С. 247-253.
8. Дамаскин, И. Точное изложение православной веры / И. Дамаскин. – М.: Сретенский монастырь, 2019. – 592 с.
9. Каткова, М.В. Культура, цивилизация, религия в современном мире / М.В. Каткова // Известия Саратовского университета. – 2019. – № 1. – С. 12-15.
10. Койчуев, А.А.-Дж. Нравственно-этическое учение ислама в контексте гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи / А.А.-Дж. Койчуев // Исламоведение. – 2013. – № 2. – С. 85-95.
11. Косинов, А.В. Духовно-нравственное воспитание в мусульманском мире – вековые традиции или научная концепция? / А.В. Косинов // Наука и современность. – 2011. – № 2. – С. 18-22.
12. Мавляутдинов, И.С. Роль религиозного образования и просвещения в духовно-нравственном обновлении общества (на примере ислама) / И.С. Мавляутдинов // Казанский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 94-98.
13. Мельникова, А.П. Феномен страха Божьего в учении о спасении святителя феофана Затворника / А.П. Мельникова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2003. – № 24. – С. 12-17.
14. Мир-Багирзаде, С. Система образования и воспитания на мусульманском Востоке / С. Мир-Багирзаде // Философия образования. – 2013. – № 1. – С. 361-372.
15. Пустовойт, Ю.В. От страха Божия до боязни: семантический диапазон «страха» в памятниках древнерусской письменности / Ю.В. Пустовойт // Культурологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 4-8.
16. Ремезова, И.И. О страхе и его социокультурных функциях. Аналитический обзор / И.И. Ремезова // Вестник культурологии. – 2020. – № 5. – С. 191-224.
17. Рождественский, А.П. Страх Божий высшее счастье, по книге Иисуса сына Сирахова / А.П. Рождественский // Христианское чтение. – 1909. –№ 5. – С. 153-172.
18. Романова, Н.И. Эсхатологические представления старообрядцев / Н.И. Романова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 18. – С. 42-51.
19. Савинов, Р.В. Понимание страха в протестантизме раннего Нового времени / Р.В. Савинов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2018. – № 4. – С. 151-159.
20. Эль-Зант, К. Нравы мусульманина / К. Эль-Зант. – Казань: Идел-Пресс, 2012. – 384 c.
21. Яровикова, В.О. Концепт «Страх» в контексте религиозного и медийного дискурсов (на примере портала «Православие и мир») / В.О. Яровикова // Вопросы психолингвистики. – 2017. – №4. – С. 226-237.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты