Культура речи и ораторское искусство в гражданском процессе
Колледж Экономики Бизнеса и Права, КЭУК
Курсовая работа (проект)
на тему: «Культура речи и ораторское искусство в гражданском процессе»
по дисциплине: «Гражданское и гражданско-процессуальное право»
2020
7500.00 KZT
Культура речи и ораторское искусство в гражданском процессе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское и гражданско-процессуальное право
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ ЮРИСТА
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ЮРИСТОВ
ГЛАВА 3 ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО НА ПРИМЕРЕ ВЫДАЮЩИХСЯ АДВОКАТОВ И ЮРИСТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Культура речи юриста сложна. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь считается вербальной коммуникацией. Именно с помощью речевых оборотов люди могут выражать свои идеи. Речь является показателем нашего интеллекта, наших способностей, нашей работы над собой.
Ограниченность знания влечет за собой некую специфичность картины мира человека как в культурном, так и в профессиональном плане, преодолеть которую возможно только в постоянном диалоге с другими индивидами.
Когда мы излагаем мысли, собеседник делает вывод о нашем интеллектуальном уровне, так как речь, независимо от воли говорящего, раскрывает его личность.
Выясняется, что речь у каждого человека разная и далеко не все способны высказать свою точку зрения так, чтобы окружающие с точностью понимали, что все-таки пытается донести до них выступающий. Не многие могут изложить свои аргументы оппоненту, если они используют в речи сленг или жаргон. Другие, наоборот, умеют грамотно говорить и убеждать аудиторию в правильности и точности своих идей, именно так должен разговаривать юрист.
К. Г. Паустовский писал, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». Поэтому речь - «способ формирования и формулирования мысли посредством языка».
Исходя из вышеперечисленных фактов, можно сделать вывод, что речь - это выражение мысли с помощью слов. Однако, чтобы профессионально излагать идеи, требуется немало опыта, владение нормами литературного языка, а также использование выразительных средств.
Более того, культура речи юриста предполагает богатый словарный запас и умение его использовать. В. Шекспир говорил: «Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее». Действительно, если юрист владеет речью и умеет говорить правильно, логично и убедительно, то он легко устанавливает контакт с аудиторией, уверенно чувствует себя во всех жизненных сферах; удачно складывается его карьера; он добивается успехов.
Если человек заранее обдумывает свою речь, то чаще всего он становится харизматическим лидером. Фактически, деятели в области права должны правильно употреблять слова, то есть соблюдать нормы языка.
На сегодняшний день далеко не все люди могут с легкостью овладеть хорошей и правильной речью и в повседневной жизни общаются друг с другом простым, понятным языком, не насыщая свои реплики научной терминологией, в то время как юрист старается красиво формировать свою речь с использованием разнообразных понятий, терминов, фактов и неоспоримых аргументов.
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ ЮРИСТА
Ораторское искусство - высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика речи, искусное владение словом. Красноречие (ораторское искусство, искусство красноречия) - искусство публичного выступления с целью убеждения.
Однако не только речь выступающего может захватить внимание аудитории, ведь важными факторами является также гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства и психологических техник.
Жестикуляция (язык жестов) — способ невербального общения. Язык жестов богат на способы выражения людьми самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. Оратор использует в своем монологе жесты и язык тела в дополнение к словам.
Использование жестов - хороший способ «подчинить» внимание еще большего числа людей содержанию своего выступления. Выступающий юрист - оратор обращается к народу с речью, чтобы не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности. Для того, чтобы речь тронула аудиторию и не оставила ее равнодушной, важен психологический настрой выступающего [1, с. 87].
Чтобы побудить слушателей на действия, оратор, прежде всего, сам прилагает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передается его слушателям.
Юрист должен быть настроен уверенно и решительно и заранее подготовить неоспоримые аргументы, подтверждающие и дополняющие его речь перед аудиторией.
Именно эти техники использует оратор в доказательстве своей правоты, а в подтверждение сказанных слов использует действующие законы. Юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями гражданской и профессиональной жизни.
Их необходимо глубоко и правильно познавать, оценивать, принимать нужные решения, убеждать других в правильности своей точки зрения. Ведь юрист выступает от лица государства и закона.
Граждане, обращающиеся за помощью к юристу, должны быть уверены, что именно тот человек, к которому они пришли, владеет информацией так, что если, например, будет проводиться судебное заседание, то юрист без единой ошибки в своем выступлении убедит всех в аудитории встать на сторону своего подопечного и защитить его права и свободы.
Поэтому его общая культура должна быть согласована с профессиональной культурой, то есть находиться на уровне безошибочной речи. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников.
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ЮРИСТОВ
Провозгласив право на получение квалифицированной юридической помощи, Конституция Республики Казахстан закрепила принцип обеспечения всех граждан правом на профессиональную защиту свобод и законных интересов, включая право на защиту от уголовного преследования.
Профессиональная защита по уголовным делам осуществляется адвокатами, по гражданским делам могут осуществляться представителями, имеющими высшее юридическое образование, на основании доверенности.
Профессиональная защита является разновидностью защиты по уголовным делам, поэтому ей присущи все признаки, характерные для защиты, но в то же время она обладает своими особенностями, связанными с правовым статусом адвоката регулируемой Законом РК "Об адвокатской деятельности" [10].
По существу, профессиональная защита - это деятельность адвоката - защитника по осуществлению в установленном законом порядке, законными средствами и способами, функции защиты обвиняемого, подозреваемого, имеющая целью обеспечение защиты их прав, свобод и законных интересов, а также оказания им профессиональной юридической помощи.
Вся суть задачи защиты, в зависимости от особенностей уголовного дела, заключается в опровержении или смягчении обвинения, а также реабилитации лица, неправомерно подвергшегося уголовному преследованию.
На сегодняшний день, очень мало адвокатов-ораторов, в совершенстве владеющих искусством речи, в том числе среди юристов и в других многочисленных профессиях, в которых не владение ораторским искусством является одним из признаков профессиональной несостоятельности.
Судебное ораторское искусство - это основанная на учете закономерностей функционирования здравого смысла, совести и других общих свойств человеческой природы, которые проявляются при произнесении и восприятии устной публичной речи, система общих положений из области риторики, логики, теории аргументации, культуры и техники речи, психологии, социальной психологии и других наук, в том числе уголовно-процессуального права, и основанных на них практических рекомендаций и приемов построения и произнесения убедительной судебной речи.
Основное содержание судебного ораторского искусства отвечает на три главных вопроса, от правильного решения которых зависит способность судебного оратора (государственного обвинителя и защитника) разработать и произнести в суде с участием присяжных заседателей убедительную по содержанию и форме судебную речь:
1) о чем говорить;
2) что говорить;
3) как говорить.
ГЛАВА 3 ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО НА ПРИМЕРЕ ВЫДАЮЩИХСЯ АДВОКАТОВ И ЮРИСТОВ
Ораторское искусство ценилось во все времена. Основы данного искусства зародились еще в Древнем мире, а именно в Древней Греции. От умения выступать на публике, умения завлечь слушателя, склонить его к своей позиции путем использования речевых оборотов, жестикуляции, манере подачи, зависел успех выступающего, а если он выступал представителем какого-либо лица, то успех ждал и это лицо соответственно.
Одним из направлений ораторского искусства является судебное красноречие, подразделяющееся на два вида: речь обвинителя и речь адвоката. При этом построить защитительную речь было куда сложнее, поэтому защитнику в судебном заседании отдавалось больше времени на выступление.
Рассматривая гражданский процесс, следует отметить, что не смотря на то, что все стороны по гражданскому процессуальному закону находятся в равных условиях (и та и другая сторона обязана доказать свою правоту, поскольку в гражданском процессе присутствует принцип презумпции виновности), тем не менее возникают случаи, когда одна сторона находится в более выигрышном положении.
В таком случае адвокату той стороны, которая находится в менее выгодном варианте, предстоит использовать всю свою мощь красноречия. Примеры успешности такой практики мы может найти в судебных речах известных адвокатов, которые выигрывали на первый взгляд безнадежные дела. Судебная речь – это достаточно сложный как в стилистическом, так и в риторическом отношении жанр.
Аристотель, являющийся одним из основоположников ораторского искусства, подразделял речь на три категории:
1. судебная;
2. совещательная;
3. эпидейктическая. Данное деление обусловлено тем, что существуют различные слушатели. Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже свершилось, или же того, что может свершиться. При этом выступления бывают информационные, аргументирующие, торжественные [21, с. 99].
Судебная речь может воплощать все три обозначенных варианта в зависимости от обстоятельств и хода дела. Адвокат должен сформировать для себя наилучший из данных вариантов применительно к конкретно рассматриваемому делу. Российская история знает немало выдающихся адвокатов, некоторые и которых выигрывали практически 100 % всех своих дел.
Одним из залогов успеха такой практики обосновывалась ко всему прочему умением говорить, расположить суд на сторону лица, которого защищал адвокат, обосновать причины того или иного поступка, возвести к совести.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, юрист – это профессиональный оратор. Во-первых, в письменной и устной речи он использует литературный язык, соблюдает все его нормы. Во-вторых, чтобы красиво и правильно говорить необходимо иметь достаточный уровень знаний и хорошее образование. В-третьих, профессиональный юрист перед своим выступлением справится с тревогой и на публике не покажет, что выйти с речью было волнительно. Более того, все свои слова юрист обязательно будет подкреплять неоспоримыми аргументами и доказательствами. Именно все эти аспекты показывают, что культура речи юриста сложна и не каждому можно ею овладеть.
Правовая культура занимает особое место в профессиональной деятельности юриста. Главная задача грамотной профессиональной речи юриста – исключить моменты, которые вызывают напряжение или психологический барьер. Юрист должен выслушать своего собеседника и попытаться согласиться с ним. Повышение уровня культурной речи является одним из главных условий повышения квалификации юриста, т.к. без языковой грамотности невозможно быть профессионалом в юридической сфере.
Таким образом, для развития ораторского искусства адвокатов-защитников в гражданском и уголовном процессе необходимо следующее:
1) одним из важнейших направлений судебной реформы в Казахстане является признание права каждого лица на разбирательство его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, установленных законом.
Поэтому, нужно развивать институт присяжных заседателей, с наделением их широкими полномочиями при рассмотрении уголовных дел не только особо тяжких, но и других трех категорий преступлений.
Потому что, процессуальная форма суда с участием присяжных заседателей:
- более надежно, чем обычная форма судопроизводства, защищает права и свободы человека и гражданина от обвинительного уклона следователей, прокуроров, судей, их произвола, ошибок;
- обеспечивает формирование в уголовном процессе наиболее благоприятных процессуальных и социально-психологических условий для последовательной реализации демократических принципов справедливого правосудия, в том числе принципа состязательности и равноправия сторон и принципа презумпции невиновности;
- активизирует наиболее сильные стороны духовного потенциала защитника, обвинителя, председательствующего судьи, присяжных заседателей, прежде всего их здравый смысл и совесть, которые выступают в качестве движущей силы состязательного уголовного процесса;
- нейтрализует присущие участникам процесса элементы авторитарно-бюрократической совести и другие "человеческие слабости", являющиеся источниками следственно-прокурорского и судебного произвола, ошибок;
1. Адамов Е.А., Из истории ораторского искусства // Экзамен. – Москва. – 2017. – С. 56.
2. Алексеев, Н.С., Ораторское искусство в суде/ Н. С. Алексеев, Е. В. Макарова-Москва: Филологические науки. Вопросы теории и практики,2016. – С. 144
3. Баишева З.В. Метатекстовые конструкции в судебной защитительной речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 6-1 (84). С. 58.
4. Виноградова Т.Ю. Психолингвистическая характеристика личности судебного оратора//Сборник материалов научной конференции Казанского государственного университета 5-10 февраля 2003 г. на тему: Системно-функциональный аспект. Казань, 2003 г. стр. 49
5. Владимиров Л.Е. Русский судебный оратор// Фламинго. – 2015. – С. 201
6. Гончаренко И.Г. Методика работы над судебной речью на занятиях по дисциплине «Судебное красноречие» // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование и язык. 2017. № 6. С. 17.
7. Григорян А.Э., Шехирева Н.А. Эколингвистика и подходы к ее освоению: мировоззренческий аспект // Достижения науки в контексте повышения качества жизни и устойчивого развития общества: материалы международной научно-практической конференции и IV Всероссийской (с международным участием) конференции. М.: НИИ мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, 2019. С. 100-104.
8. Гросудина Л.К., Теория и практика русского красноречия/ Л. К. Гросудина, Г. И. // Экзамен. – Москва. – 2017. – С. 228.
9. Жаркова Т.И. Тематический словарь терминов по иностранному языку. М.: Флинта: Наука, 2017.
10. Закон РК «Об адвокатской деятельности» 05.12.1997 г.//http://online.zakon.kz
11. Ивакина Н. Н. Культура речи юриста// Экзамен. – 2015. – С. 192
12. Канафина М.А. Профессиональная речь юриста // Наука и современность. – 2015. – №36. – С. 12.
13. Киселев Я.С. Речевая культура судебных прений // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1976. № 4. С.59.
14. Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М.: УРАО, 1998.
15. Кузнецова Е.А. Композиционная организация судебной защитительной речи (на материале выступлений Ф. Н. Плевако) // Юрислингвистика. 2016. № 7. С. 129.
16. Кургаева О.Л. Сороковых Г.В. Лингвистические и лингводидактические трудности и особенности формирования дискурсивной компетенции будущего юриста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 40 (4). С. 44-50.
17. Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных: Учебно-практическое пособие – Москва, «Дело», 2003 г., стр. 32,33
18. Морозова Л.А. Ф.Н. Плевако: жизнь и деятельность (к 175-летию со дня рождения) // Lex Russica. 2017. № 8 (129). С.210.
19. Мохов А.А. Об использовании А.Ф. Кони достижений науки в профессиональной деятельности // Адвокатская практика. 2014. № 1. С.4.
20. Николаев А. И. Значение понятий «речь» и «язык» в литературе. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. Иваново: ЛИСТОС, 2011. 255 с.
21. Плевако Ф.Н. Избранные речи / сост. И.В. Потапчук. Тула: Автограф, 2000. С. 178.
22. Плевако Ф.Н. Избранные речи. В 2 т. Том 1 / Ф.Н. Плевако; вступ. ст. Г.М. Резника. М.: Юрайт, 2019. С. 24.
23. Рожина Е.Ю., Селиванова И.В. Об основных отличиях вузовского и школьного обучения и специфике обучения письменной речи в неязыковом вузе с учетом этих особенностей // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 4 (4). С. 64-68.
24. Сороковых Г.В., Шумейко Т.Н. Специфика дискуссионной деятельности на иностранном языке студентов инженерного профиля // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака: материалы III-й международной конференции. Москва: Издательство "Спутник+, 2018. С.350-357.
25. Тимошков С.Н. Изменение целеустановки адвокатской речи на рубеже XIX-XX веков // Мир политики и социологии. 2014. № 10. С.146-147.
26. Черенданова Ю.В. Иррациональные аргументы в речах Ф.Н. Плевако // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 11-2. С.120.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты