Коммерческие юридические лица их правовое положение
Колледж Экономики Бизнеса и Права, КЭУК
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коммерческие юридические лица их правовое положение»
по дисциплине: «Гражданское право»
2020
7500.00 KZT
Коммерческие юридические лица их правовое положение
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
2 АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА
3 ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие института юридических лиц в Республике Беларусь тесно связано с интенсивным развитием рыночной экономики, где в большинстве случаев стало необходимо сложение капиталов воедино. Это объясняется также тем, что в нынешних рыночных условиях не каждый гражданин может, хотя и хочет, участвовать в некоторых гражданско-правовых отношениях за счет того, что капитала у него не хватает. Только проведя слияние капиталов многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать крупные задачи.
Актуальность темы исследования заключается в том, что институт юридического лица является одним из самых сложных институтов гражданского права за счет особого правового положения и иных особенностей, которые будут рассмотрены дальше в работе.
Этот фактор рыночных товарно-денежных отношений и заставил его участников формироваться в определенные объединения, действующие на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами. Именно институт юридического лица и стал правовой формой концентрации капиталов. Конструкция «юридическое лицо», возникнув еще в Древнем Риме, прошла длительный путь развития. В научной литературе этот институт частного права подвергался неоднократному и тщательному анализу. Ученые-цивилисты во все времена вели острые дискуссии по поводу сущности, признаков, правоспособности юридического лица. Эти дискуссии находили свое отражение и в законодательстве.
Юридическое лицо является сегодня одним из важнейших элементов правовой и экономической сферы любого государства. И необходимость в детальном изучении сущности и содержания категории юридического лица обусловливается тем, что в ней концентрируются проблемы, противоречия и тенденции развития правоспособности, права частной собственности и других институтов частного права. Благодаря вновь создаваемым юридическим лицам развивается и государство, в частности, рынок этого государства, так как многие юридические лица предоставляют рынку новый товар, который хоть и не обещает быть общественно полезным и востребованным, зато создает иллюзию благополучия.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института коммерческих юридических лиц и их правового положения.
Предметом исследования выступают нормы ряда национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, труды ученых-юристов, а также судебная практика в рассматриваемой сфере.
Цель курсового исследования выступает необходимость в комплексном и всестороннем исследовании института коммерческих юридических лиц и их правового положения.
Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи курсовой работы:
– проанализировать понятие юридического лица;
– провести анализ законодательства республики Казахстан и зарубежных стран в части регулирования коммерческих юридических лиц, в том числе с участием государства;
– изучить понятие и критерии классификации коммерческих юридических лиц на публичные и непубличные по законодательству Республики Казахстан.
При написании данной работы использовались следующие методы познания: общенаучный, сравнительно-правовой, анализ, синтез, индукция, дедукция, формально-юридический, исторический.
Структура работы предопределена ее целями и задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных в работе источников.
1 ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Рыночные отношения за частую строятся благодаря взаимодействию физических лиц разными способами, но одно всегда остается неизменным – юридических факт, на котором они основываются.
Таковым, как правило, является договор, либо соглашение и многое другое. В некоторых случаях такое взаимодействие возможно только путем объединения физических лиц, как правило, причиной является объединение капиталов этих физических лиц.
Однако просто сложить и поделить нельзя, опять же необходим юридический факт, на котором будет основано это объединение. Это необходимо для придания законной юридической силы такому объединению.
Такое возможно при помощи заключения соглашения об объединении, в котором будут учтены все детали, начиная от того, кто сколько вложил и заканчивая правами и обязанностями этих объединившихся [8].
Форма объединения капиталов физических лиц может быть разнообразна.
Законодательство Казахстана дает возможность объединения в многочисленные формы юридических лиц.
Возникновение института юридического лица явилось результатом усложнившейся социальной организацией общества, быстро развивающимися экономическими отношениями, а также общественного сознания.
Это означает, что настал тот момент, когда для нормального товарооборота, да и в целом для нормального существования рыночных отношений недостаточно только физических лиц с их частным капиталом, при этом не всегда большим.
Большинство цивилистов признают необходимость существования юридического лица, которому передаются определенные права для самостоятельного выступления в гражданском обороте, на которое возлагаются определенные обязанности и ответственность за совершаемые действий (причем субъектом ответственности является само юридическое лицо, а не составляющие его физические лица).
Русский цивилист Д.И. Мейер таким образом обосновывал объективность существования данного субъекта права: «Ближайшими субъектами прав представляются, конечно, граждане, физические лица [18, с. 35].
Но вместе с тем в государстве отдельные физические лица вступают в известные союзы, образуют общество; само государство есть не что иное, как обширный союз отдельных физических лиц.
Эти союзы преследуют какую-либо цель, ведут какие-либо дела, имеют какие-либо потребности, которые подлежат удовлетворению вещами, так что вещи должны быть приобретены союзом и употреблены на удовлетворение потребностей для достижения цели союза.
Как отдельные физические лица для приобретения вещей нуждаются в правах, так права эти нужны и союзу, совокупности отдельных лиц».
Первые упоминания о создании организаций, но не как юридических лиц конкретно, а как союзов граждан, который бы обладал каким-то определенным имуществом, отличным от другого, датируются II-Iв до н.э. Римскими юристами.
Они обсуждали эту идею, при этом придавали практически ту же самую смысловую нагрузку, что и нынешний законодатель дает.
2 АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА
Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача по вхождению Казахстана в ТОП-30 самых развитых государств мира путем совершенствования институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития бизнеса и предпринимательских инициатив.
Кроме того, Глава государства в своих посланиях народу Казахстана в качестве одного из основных приоритетов по обеспечению темпов роста экономики выше среднемировых и устойчивого продвижения Казахстана в число 30 передовых стран неоднократно отмечал кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды.
Как известно, функционирование и развитие бизнеса в основном тесно связано с деятельностью коммерческих юридических лиц, в том числе с участием государства. До обретения Казахстаном независимости не существовало юридических лиц, разделенных на коммерческие и некоммерческие, поскольку предпринимательство не допускалось как возможная экономическая деятельность. По мнению ряда авторов, такое деление не является уникальным для европейских стран, где слияние большинства форм юридических лиц не зависит от материального или идеального (некоммерческого) характера их целей [4, с. 52].
Что касается постсоветских стран, то здесь прослеживается четкая тенденция деления всех организаций на коммерческие и некоммерческие, исходя из экономических методов и соблюдения требований гражданского законодательства, с целью участия в хозяйственном обороте некоммерческих организаций.
В то же время применительно к юридической науке и правоприменительной практике некоторые авторы отмечают важность приведенного выше деления в зависимости от вида организации юридических лиц и организационно-правовой формы. Однако следует отметить, что существует мнение о том, что классификация организаций, имеющих право распределять прибыль между участниками, и организаций, не имеющих на это права, неверна, поскольку возможны организации, не имеющие участников.
Казахстанская юридическая наука и законодательство в целом признали существование теории коммерческих и некоммерческих юридических лиц и поставили целью коммерческих юридических лиц получение дохода. В то же время отмечается возможность достижения и других целей, таких как благотворительность, но главное – это доход. В качестве критерия выделения юридических лиц называется возможность распределения прибыли между участниками [16].
3 ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахстан является государством, чья правовая система наиболее близка и схожа с российской, так же Российская Федерация и Республика Казахстан выступают государствами-членами Евразийского экономического союза, обязательством для которых, согласно Договору ЕАЭС, является гармонизация и унификация законодательства государств-членов.
Учитывая, произошедшие правовые реформы, как и в РФ, так и в РК, изучение правового регулирования данного института вызывает интерес. Деление юридических лиц, являющихся коммерческой организацией на публичные и непубличные, становится основанием для обращения к опыту соседствующих стран – Казахстана и России для выявления схожести и анализа развития правового регулирования этого института.
Для обращения к вопросу классификации юридических лиц на публичные и непубличные, первостепенно необходимо раскрыть понятия юридических лиц в российском и казахстанском законодательстве. Согласно статье 33 ГК Республики Казахстан юридическим лицом признается организация, имеющая свое обособленное имущество, которым она отвечает по своим обязательствам, приобретающая и осуществляющая от своего имени имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которая может выступать истцом и ответчиком в суде.
Казахстанская правовая наука и законодательство в целом признает доктрину существования коммерческих и некоммерческих юридических лиц и в качестве цели коммерческого юридического лица ставит получение дохода. При этом отмечается возможность преследования также иных, например благотворительных целей, но основной является именно доход. А в качестве критерия разграничения юридических лиц называется возможность распределения прибыли между участниками.
Статья 34 ГК Республики Казахстан делит юридические лица только на коммерческие и некоммерческие организации, здесь же разъясняя в каких формах создаются коммерческие организации. Согласно п.2 ст. 34 ГК РК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива.
Аналогичное понятие юридического лица раскрывается в п.1 ст. 48 ГК РФ, в которой так же под юридическим лицом понимается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, публичные корпорации в зарубежных странах обладают более широкими полномочиями в закрепленных за ними сферах, нежели государственные предприятия в РК. 9. В некоторых странах для обозначения публичных корпораций применяется термин «юридические лица публичного права» (Грузия), означающий контролируемую государством организацию и в то же время независимо осуществляющую публичную деятельность. Вместе с тем данное понятие обозначает:
1) все юридические лица, выполняющие публичные функции;
2) юридические лица, имеющие властные полномочия;
3) государственные органы, имеющие статус юридического лица. При этом понятие «юридическое лицо публичного права» необходимо отличать от понятия публичного акционерного общества. В действующем законодательстве РК статус юридического лица публичного права не регламентируется.
Публичные корпорации и казенные предприятия в основном подчиняются исполнительной ветви власти – министерствам, ведомствам, муниципалитету, а также законодательной ветви власти – парламенту. В свою очередь, данные организации сохраняют автономность и самостоятельность в принимаемых решениях, за исключением стран, где отсутствует налогообложение их доходов (Франция). Казенные предприятия, в основном, не обладают хозяйственной и правовой самостоятельностью. Исключение составляют такие предприятия в Российской Федерации.
В юридических лицах с участием государства в зарубежных странах единоличный руководитель или совет директоров (в том числе каждый его член) несут ответственность за управление юридическим лицом, включая принимаемые решения, сохранение и целевое использование имущества. При этом само государство за обязательства созданных ими корпораций ответственности не несет, за исключением казенных предприятий.
Учитывая зарубежный опыт, в целях эффективного управления государственным имуществом полагаем необходимым внедрить в РК полную материальную ответственность органов управления ТОО и АО с участием государства перед самим АО, ТОО и их участниками, при причинении вреда, повлекшего их убытки.
Если сравнить российский и казахстанский подходы, то можно увидеть следующие различия: в России положения о публичных (непубличных) обществах закреплены на двух уровнях: в ГК РФ (lex generalis) и Федеральном законе «Об акционерных обществах» (lex specialis), в Казахстане – АО отнесены к ОПИ и регламентируется только в пп.7 ст.1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»; самого деления коммерческих юридических лиц – обществ на публичные и непубличные не закреплено ни в ГК РК, ни в Законе РК «Об акционерных обществах».
1. Басин Ю.Г. Юридические лица по Гражданскому кодексу Республики Казахстан. Понятие и общая характеристика // Интернет-ресурс http://online.zakon.kz/document/?doc_ id=1012150#pos=0;0.
2. Беляева О.А. Предпринимательское право (Учебное пособие), 2009 // http://knigi.news/ pravo-predprinimatel/predprinimatelskoe-pravo-uchebnoe.html.
3. Болдырев В.А. О коммерческих и некоммерческих организациях // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2011. – № 11. – С. 95–99.
4. Габов А.В. Корпоративное законодательство в 2014–2015 годах: состояние, достижения, проблемы, основные дискуссии и перспективы развития // Национальный доклад по корпоративному управлению. Вып. VIII. М., 2015. С. 48–56.
5. Габов А.В. Публичные и непубличные хозяйственные общества в праве России и некоторых зарубежных стран / А.В. Габов, М.В. Красильников, Т.С. Бойко // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – М.: Норма, 2016. –№ 6 (61). – С.65-80.
6. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27.12.1994 г. (с изм. и доп. по состоянию на 10.01.2020 г.).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
8. Долгопятова Т.Г., Пляйнес Х // https://www.hse.ru/data /2010/05/04/1216402659/WP1_2007_01.pdf.
9. Дуйсенова А.Е., Карагусов Ф.С., Кот А.А., Скрябин С.В., Сулейменов М.К. О понятии и правовом статусе юридических лиц публичного права в законодательстве некоторых развитых иностранных государствах и бывших советских республиках. ////Интернет-ресурс,2018//URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32603692&mode=p&page=1
10. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы. Финансы государственных предприятий. // http://www.grosbook.info
11. Закон Республики Казахстан от 02.07.2003 № 461 «О рынке ценных бумаг».
12. Закон Республики Казахстан от 13.05.2003 № 415-II «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. по состоянию на 10.01.2020 г.).
13. Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 № 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2020 г.)
14. Караходжаева Д.М. Институт права собственности юридических лиц: особенности исторического развития и современное состояние в Узбекистане // Право и политика. – 2006. – № 2.
15. Климкин С.И. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие по ГК Республики Казахстан // Интернет-ресурс https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1015505#pos=7;-5.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты