Фабула дела
Юрисдикционный орган
Сущность спора
Список использованных источников
Фабула дела
Мариленд (далее - Истец) отделился и провозгласил свою независимость в феврале 2015 года. В июне 2016 года Сиверленд (далее - Ответчик) выступил с протестом в отношении территории и независимости Мариленд.
В июле 2016 года Истец и Ответчик провели переговоры результатом, которых стало подписание двухстороннего договора сроком до 2020 года. В момент подписания Ответчик сделал заявление, согласно которому 10% от полученной прибыли по добыче ископаемого должны быть направлены в бюджет Ответчика с целью усиления его экономики. С подобным заявлением Истец согласился при условии, что установленный процент государство будет выплачивать только с 2016 по 2018 годы.
Юрисдикционный орган
В соответствии со статьей 35 Статута Международного суда Организации Объединенных Наций 1945 года (далее - Статут) суд открыт для государств, являющихся участниками настоящего Статута.
Так в соответствии в положениями Статута (статья 36) государства- участники Статута обладают правом в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся
Сущность спора
Изменения на политической карте мира последних лет во многом связаны с правом наций на самоопределение: прежде всего это признание независимости Косово целым рядом государств, а также признание независимости Абхазии и Южной Осетии.
Из документов ООН, имеющих отношение к проблеме самоопределения, выделим два — Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в которых сказано, что все народы имеют право на самоопределение и свободно определяют свой политический статус.
Отделение Истца от территории Ответчика и провозглашение им независимости является формой реализации права на самоопределение, провозглашенного основными международными правовыми актами в области прав человека.
В том числе, одной из целей ООН в соответствии со статьей 1 Устава Организации Объединенных Наций (далее – Устав ООН) является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения и соблюдения принципа равноправия и самоопределения народов .
В силу того, что стороны данного спора являются участниками основных международных правовых актов в системе ООН, следовательно, они также признают провозглашенные в них положения.
Тем не менее, в них также имеется четкое запрещение нарушения территориальной целостности государств, причем в такой формулировке, которая не может быть не замеченной: «ничто в данном документе не может истолковываться как нарушение территориальной целостности государств» .
Более того, понятия «народ» или «нация» в международном праве применяются в узком смысле — как правило, политическом (территориальном), а не этническом или религиозном. Действительно, один из наиболее важных вопросов определения равноправия и самоопределения народов состоит в том, кого рассматривать «народом» (или «нацией»), т.е. субъектом самоопределения. Этому вопросу посвящены бесчисленные аргументы, утверждающие, что именно их случай является особым и поэтому именно они имеют право на самоопределение вплоть до отделения.
Однако согласимся, с тем, что одного лишь желания недостаточно, ведь создание нового государства, в свою очередь, также предполагает сложный процесс, перед началом которого нужно удостовериться в наличии необходимых признаков.
Отдельно выделяется проблема государственности в современном мире. Например, Ливан. С момента завоевания независимости 1943 году государство развивалось динамично. К великому сожалению, такая благостная ситуация продолжалась совсем недолго. Сегодня в стране наблюдаются гражданские столкновения группировок, присутствие иностранных войск, беженцев, вмешательство западных государств, конфликты местных кланов за выгодные рынки. И хотя Ливан считается признанным суверенным государством, политическая ситуация в нем такова, что не все хрестоматийные признаки государства можно там усмотреть .
1. Блатова, Н.Т. Международное право в документах : учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс]/ Н. Т. Блатова, Г. М. Мелков. Режим доступа: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1119023.
2. Груздев, В.В. Государства без «признаков государства» на территории Аравийского полуострова и Северной Африки / В.В. Груздев // Юридические науки. – 2019. - №1. – С.6-9.
3. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов // Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml.
4. Конвенция Монтевидео // Организация Объединенных Наций. - Режим доступа: https://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=516d0f344.
5. Консультативное заключение Международного суда ООН по Косово // Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://dpp.mpil.de/02_2013/02_2013_121_155.pdf. – Дата доступа:14.11.2019.
6.Определение агрессии // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml.
7. Статут Международного суда ООН 1945 года // Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://un.by/dokumenty/mezhdunarodnye-dokumenty/82-statut-mezhdunarodnogo-suda .
8. Устав ООН // Организация объединенных наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html.