Задание
Ответственность инвестора, установленная законодательством об инвестициях, является договорной, поскольку возникает в соответствии с заключенным соглашением (контрактом). В договоре недостаточно описана ответственность инвестора, что противоречит интересам Казахстана.
Следовательно, здесь речь идет о гражданско-правовой ответственности, но предусмотренные законодателем санкции носят скорее административно-правовой характер.
Говоря о применении норм административного законодательства при нарушении условий инвестиционного договора, следует отметить, что это имеет место не только в отношении договоров о предоставлении инвестиционных преференций, но и в отношении инвестиционных договоров в целом.
Конечно, административная ответственность, в отличие от гражданской, более оперативна, поскольку достаточно решения уполномоченного органа и не требуется длительной судебной процедуры, предшествующей применению мер гражданско-правовой ответственности, но это не должно приводить к путанице различных видов юридической ответственности. Есть вопрос о применении ее к иностранному юридическому лицу.
В последнее время все более настойчиво высказывается мнение о необходимости закрепления в Законе порядка и методики начисления штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств.
Однако разработчики концепции забывают, что контракт на недропользование является гражданско-правовым контрактом и за нарушение его условий могут применяться только меры гражданско-правовой ответственности, но не административно-правовой.
Наметившаяся тенденция законодателя к усилению государственного контроля над деятельностью инвесторов вряд ли будет способствовать развитию инвестиционных отношений. Оценивая последние изменения и дополнения, внесенные в Закон, следует отметить, что они в основном направлены на обеспечение соблюдения условий договоров о предоставлении инвестиционных преференций инвесторами (или, как их называет Закон, юридическими лицами Республики Казахстан, заключивших дого-вор), и, соответственно, ужесточить контроль за деятельностью юридических лиц Республики Казахстан, заключивших договор о преференциях. С одной стороны, это вызывает сомнения в целесообразности установления новых административных барьеров для инвесторов и других субъектов инвестиционной деятельности, но с другой стороны, невозможно не под-держать стремление законодателя упорядочить инвестиционные отношения и обеспечить надлежащее защита общественных интересов (например, обеспечение сохранности натуральных грантов и их своевременный воз-врат и т. д.). Следует отметить, что с принятием этих законодательных актов была затронута лишь небольшая часть проблем, а нормы Закона требуют доработки.
The investor's liability established by the legislation on investments is contractual, since it arises in accordance with the concluded agreement (con-tract). The agreement does not sufficiently describe the responsibility of the in-vestor, which contradicts the interests of Kazakhstan.
Consequently, here we are talking about civil liability, but the sanctions provided by the legislator are rather of an administrative and legal nature.
Speaking about the application of the norms of administrative legislation in case of violation of the terms of an investment agreement, it should be noted that this takes place not only in relation to agreements on the provision of in-vestment preferences, but also in relation to investment agreements in general.
Of course, administrative liability, in contrast to civil liability, is more ef-ficient, since the decision of the authorized body is sufficient and a lengthy ju-dicial procedure prior to the application of civil liability measures is not re-quired, but this should not lead to confusion of various types of legal liability. There is a question about its application to a foreign legal entity.
Recently, more and more insistently the opinion has been expressed about the need to consolidate in the Law the order and methodology for calcu-lating penalties for non-fulfillment of contractual obligations.