Уполномоченный по правам ребёнка
КАЗГЮУ (Казахский гуманитарно-юридический университет)
Контрольная
на тему: «Уполномоченный по правам ребёнка»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
2600.00 KZT
Уполномоченный по правам ребёнка
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
В государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и на опосредованный парламентский контроль за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений. Широкое распространение данного института в разных странах было обусловлено желанием противостоять постоянному расширению исполнительной функции государства, усилению позиций административного аппарата. Вопреки национальным особенностям организации института омбудсмена, в сферу его компетенции ни в одном из государств не входит разрешение конфликтов между гражданами. Круг деятельности омбудсмена составляют отношения между гражданином и органом государства, общественной организацией, учреждением. Во многих государствах создаются так называемые специализированные институты омбудсменов по отраслевому признаку [5, с. 89—90].
Приступая к сравнительному анализу институтов омбудсмена, обеспечивающих защиту прав ребенка в государствах — участниках СНГ, отметим, что в настоящее время в отечественной юридической науке выделяются три основные модели компетенции уполномоченного по правам ребенка.
1. Правозащитная модель реализуется в большинстве государств мира. При ней главная задача омбудсмена — восстановление нарушенных прав ребенка путем привлечения к решению возникшей правовой проблемы профильных государственных органов и общественности. Сами уполномоченные не наделены широкими властными полномочиями. Основными инструментами их реагирования являются представления рекомендательного характера в адрес лиц, допускающих нарушение прав несовершеннолетнего; направление обращений в компетентные государственные органы; подготовка ежегодных и специальных докладов; привлечение средств массовой информации к проблемам детства. Данная модель реализуется в таких федеративных государствах, как Австрия, Канада. По состоянию на 2018 г. Г. В. Синцов и П. Л. Лихтер отмечали, что эта модель реализована и в нашей стране [6, с. 87].
2. Омбудсмены с контрольной моделью компетенции имеют больше властных полномочий. Данная модель реализована, в частности, в некоторых штатах США, где детские омбудсмены наделены правом осуществлять надзор за отдельными государственными органами в целях обеспечения прав ребенка. При этом их основной задачей является повышение эффективности государственного управления. Меры реагирования уполномоченного при этой модели уже носят не рекомендательный, а императивный характер. Уполномоченные могут выступать в качестве самостоятельной стороны или в качестве представителя интересов ребенка в судебном процессе, а также наделены правом кассационного обжалования судебных решений, затрагивающих права детей.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Омбудсмены в данных государствах могут быть отнесены к институту парламентского контроля. Самостоятельные специализированные омбудсмены, обеспечивающие защиту прав ребенка, функционирует лишь в Казахстане [11] и Молдове [12]. В остальных государствах — участниках СНГ Уполномоченный по правам ребенка либо является заместителем Уполномоченного по правам человека (Таджикистан [13], Узбекистан [14]), либо деятельность по обеспечению прав несовершеннолетних осуществляется омбудсменом общей компетенции (Азербайджан [15], Армения [16], Киргизия [17]).
Большинство уполномоченных указанных странах могут быть отнесены к правозащитной модели компетенции (в Азербайджане [18], Армении [16], Казахстане [19, с. 50— 56] , Киргизии [20], Молдове [12], Таджикистане [21]). Контрольная модель компетенции усматривается лишь у Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) и, соответственно, у его заместителя — Уполномоченного по правам ребенка [22].
Информация о территориальных представительствах омбудсмена в регионах установлена, в частности, в отношении уполномоченных в Азербайджане [15], Армении [23], Киргизии [24], Таджикистане [13], Узбекистане [25].
В целом заложенная в законодательстве рассматриваемых зарубежных государств компетенция омбудсменов в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних предписывает им заниматься рассмотрением обращений физических лиц, восстановлением нарушенных прав и законных интересов детей; совершенствованием национального законодательства в интересах детей; развитием международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; совершенствованием форм и методов защиты прав и законных интересов детей [21, 22], что совпадает с направлениями деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в том числе в вопросах обеспечения прав несовершеннолетних в сфере миграции [9].
Внимание омбудсменов рассматриваемых стран к вопросам обеспечения прав детей, затронутых миграционными процессами, обладает определенной спецификой, так как рассматриваемые государства в значительной степени являются странами исхода мигрантов, выезжающих, в частности, в Российскую Федерацию. Так, детский омбудсмен Таджикистана, а также Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики в своих ежегодных докладах акцентируют внимание на необходимости правовой защищенности детей, чьи родители убыли в качестве трудовых мигрантов в зарубежные страны [26, 27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что в большинстве государств — участников СНГ созданы должности омбудсменов, выполняющих функции детского уполномоченного. Установлено, что в Азербайджане, Армении, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане омбудсменская служба имеет представительства на местах. Публичные структуры государств — участников СНГ, выполняющие функции детского омбудсмена, представляются способными оказать эффективное содействие реализации прав ребенка — внешнего мигранта. В государствах с «широкой» компетенцией органов прокуратуры детские уполномоченные могут сотрудничать с ними в интересах детей-иностранцев, находящихся на территории соответствующей страны. В государствах же с «узкой», «уголовно-процессуальной» моделью компетенции прокуратуры основной потенциал возможностей государственной защиты прав ребенка — внешнего мигранта в случае их нарушения государственными органами представляется принадлежащим омбудсменской службе.
1. Воронина Н. А. Международное право и миграционное законодательство стран СНГ (историко-правовой анализ). М. : Изд. дом ГУУ, 2015. 303 с.
2. Историческая справка. URL: https://e-cis.info/page/3509/80648.
3. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2019 года с распределением по и регионам. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693.
4. Петрова А. И. К вопросу о цели и основных задачах деятельности прокуратуры по обеспечению прав несовершеннолетних в миграционной сфере // Защита прав и свобод человека и гражданина: теория и практика : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (I Междунар. Школы-семинара молодых ученых-юристов), г. Москва, 10 сентября 2019 г. / Под ред. В. В. Казакова, К. А. Комогорцевой. М. : МФЮА, 2020. С. 220—225.
5. Разногузов К. Г. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей и специализированные подразделения по защите прав предпринимателей в органах прокуратуры: вопросы организации и взаимодействия // Криминалистъ. 2013. № 1(12). С. 89—93.
6. Синцов Г. В., Лихтер П. Л. Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: теория и практика, тенденции и противоречия развития : моногр. М. : Юрлитинформ, 2018. 216 с.
7. Шамрин М. Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка: историко-теоретический аспект : моногр. / Под ред. проф. Д. К. Нечевина. Тула : Изд-во ТулГУ, 2015. 596 с.
8. Петрова А. И. К вопросу об участии уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации в деятельности по обеспечению прав несовершеннолетних в миграционной сфере // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3(52). С. 304— 309. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.336.
9. Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» от 27.12.2018 г. № 501-ФЗ. URL: http://www.pravo.gov.ru.
10. Омбудсмены республик бывшего СССР. URL: http://euro-ombudsman.org/reference/ombudsmen_outside_russia/ombudsmen-respublik-bvshego-sssr.
11. Указ Президента Республики Казахстан «О создании института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан» от 11.02.2016 г. № 192. URL: http://www.akorda.kz/ru/special/legal_acts/o-sozdanii-instituta-upolnomochennogo-po-pravamrebenka-v-respublike-kazahstan.
12. Закон Республики Молдова «О парламентских адвокатах» от 17.10.1997 г. № 1349-XIII. URL: http://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=5109.
13. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Таджикистан. URL: http://upr.tj/ru/institute/commissioner.
14. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка» от 22.04.2019 г. № ПП-4296. URL: https://lex.uz/docs/4302031.
15. The Commissioner for Human Rights (Ombudsman) of the Republic of Azerbaijan. URL: http://ombudsman.gov.az/en.
16. Constitutional Law of the Republic of Armenia “On the Human Rights Defender” of 14.01.2017. URL: https://www. ombuds.am/en_us/site/AboutConstitution/79.
17. Кодекс Кыргызской Республики «О детях» от 10.07.2012 г. № 100. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203700.
18. Constitutional Law of the Republic of Azerbaijan “On the Commissioner for Human Rights (Ombudsman) of the Republic of Azerbaijan” of 28.12.2001 (with amendments). URL: http://ombudsman.gov.az/en/view/pages/62.
19. Исаева С. Н. Институт Уполномоченного по правам ребенка: проблемы и перспективы развития // Вестник Института законодательства РК. 2017. № 3(48). С. 50—56.
20. Закон Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» от 31.07.2002 г. № 136. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1093.
21. Закон Республики Таджикистан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан» от 20.03.2008 г. № 372 (с изм.). URL: http://upr.tj/ru/acts/normative-acts.
22. Закон Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)» от 27.08.2004 г. № 669-II. URL: https://lex.uz/docs/276155.
23. The Human Rights Defender of the Republic of Armenia. URL: https://www.ombuds.am/en_us.
24. Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики. Об институте. URL: https://ombudsman.kg/index. php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=10&Itemid=310&lang=ru.
25. Региональные представители. URL: http://ombudsman.uz/ru/about/regions.
26. Доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2018 году». URL: https://ombudsman.kg/images/files/Ombudsman’sAnnualReportru.pdf.
27. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Республике Таджикистан за 2019 год. URL: http://upr.tj/ru/publications/child-commissioner.
28. Генпрокурор России Игорь Краснов и Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова подписали новое Соглашение о взаимодействии в вопросах защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов детей. URL: https://genproc. gov.ru/smi/news/genproc/news-1889032.
29. Петрова А. И. Обзор правового регулирования деятельности прокуратур стран — членов СНГ по обеспечению прав несовершеннолетних в миграционной сфере // Синергия науки и практики в контексте инновационных прорывов в развитии экономики и общества: национальный и международные аспекты : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 9—10 дек. 2019 г. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 320—324.
30. Отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в 2019 году. URL: http://ombudsman.uz/ru/publication/1682.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты