Введение
Есть ли половые и расовые различия в интеллекте
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема установления различий в интеллекте человека является предметом многолетних дискуссий среди различных научных направлений и отдельных исследователей. При введении в научный оборот понятия «g-фактор», то есть «общий интеллект» мнения ученых разделились. Часть из них утверждало, что имеются половые и расовые различия в интеллекте, другие же исследователи доказывали отсутствие данных различий пользу тех или иных групп.
В связи с распространением тестов интеллекта установление различий между уровнем умственного развития представителей различных рас, а также различий между мужчинами и женщинами стала предметом научных дебатов. До сих пор не прекращаются споры между учеными в результатах исследований, правомерности выбранных критериев оценки отдельных компонентов умственного развития и общего интеллекта. В основном разногласия касаются влияния биологических и генетических различий в уровне интеллекта между мужчинами и женщинами, а также представителями разных рас. Либо же различия в интеллекте обусловлены воздействием окружающей среды и воспитания.
Есть ли половые и расовые различия в интеллекте
Приведем наиболее общее определению понятия интеллект. Интеллект рассматривается как качество психики, которое состоит из способности к осознанию и анализу нового опыта, способности к процессу обучения, обогащения имеющегося опыта, способностей устанавливать абстрактные связи и применять полученные знания для осуществления управления внешней средой [2, с. 20].
На основании этого определения, можно констатировать, что интеллект является совокупностью ряда способностей. Интеллектуальные способности являются набором нескольких качеств, которые описывают качественные характеристики мышления человека. Качества интеллекта включают в себя любознательность, глубину мысли, проявление гибкости и подвижности, логичность, критичность мышления и другие [2, с. 21].
При проведении исследований различий в интеллекте мужчин и женщин ученые ориентировались как на общий уровень интеллекта, так и на отдельные качества интеллекта. В частности, результаты проведенных многочисленных исследований показали, что женщины лучше выполняют задачи, которые связаны с проявлением вербальных способностей. У мужчин выше оценки по решению интеллектуальных задач, которые связаны с пространственными операциями и трехмерным мысленным вращением объектов [5, с. 23].
В некоторых исследованиях [3; 4] было установлено, что мужчины превосходят женщин в решении интеллектуальных задач не значительно. Если рассматривать средние показатели в оценках интеллекта, то различия между мужчинами и женщинами не значительны. Несколько более высокие оценки в показателях интеллекту у мужчин объясняются более широким разбросом показателей в мужской выборке, по сравнению с женской.
Заключение
Подводя итог, можно заключить, что большинством исследований подтверждено, что отсутствуют статистически значимые половые различия в уровне интеллекта. Различия выявлены только по отдельным параметрам интеллектуальных способностей. Было установлено, что вербальные субтесты женщины выполняют лучше мужчин. Мужчины же оказались успешнее при выполнении заданий на пространственную визуализацию, и вращение трехмерных объектов. Однако до сих пор продолжаются дискуссии, обусловлены ли эти различия биологическим фактором принадлежности к определенному полу либо же они формируются под влиянием воспитания и различных установок в обучении мальчиков и девочек.
По поводу расовых различий в интеллекте также не было установлено статистических различий. Сам фактор принадлежности к определенной расе является не существенным в уровне интеллекта. Различия в показателях интеллекта у представителей разных рас обусловлены влиянием общественных факторов, воспитания, и разнообразных влияний окружающей среды.
1. Линн, Р. Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ / Р. Линн. – М.: Профит Стайл, 2010. – 304 с.
2. Лобанов, А. П. Интеллект : определения, теории, парадигмы / А. П. Лобанов // Когнитивные студии: современная психология в контексте трансдисциплинарных исследований: Материалы V междисциплинарного семинара. Вып. 5 / под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2014. – С. 20-34.
3. Colom, R. An integrative architecture for general intelligence and executive function revealed by lesion mapping / R. Colom, A.K. Barbey, J. Solomon, F. Krueger, C. Forbes, J. Grafman // Brain. – 2012. – V.4. – Рр. 1154-1164.
4. Irwing, P. Sex differences in g: An analysis of the US standardization sample of the WAIS-III / Р. Irwing // Personality and Individual Differences – 2012. – V.2. – Рр. 126–131.
5. Hunt, E. Human intelligence / Е. Hunt. – New York: Cambridge University Press, 2011.
6. Liu, J. Chinese sex differences in intelligence: Some new evidence / J. Liu, R. Lynn // Personality and Individual Differences. – 2015. – Vol. 75. – Рр. 90–93.
7. Nisbett, R.E. Intelligence: new findings and theoretical developments / R.E. Nisbett, J. Aronson, C. Blair, W. Dickens, J. Flynn, D.F. Halpern // American psychologist. – 2012. – V.2. – Р.130.