Эстетическая образованность как показатель компетентности педагога
Список использованных источников
Эстетическая образованность как показатель компетентности педагога
В современных условиях появляется все больше данных о зависимости успешности системы образования и качеством подготовки учителей, строгостью отбора кадров для преподавательской деятельности, а также статуса самого педагога.
Под «компетенцией» понимается способность педагога решать определенный класс профессиональных задач. К компетенции относятся требования, предъявленные к личным, профессиональным качествам педагогов.
Компетентность также считается основным качеством личности, которое включает в себя ряд взаимосвязанных личностных качеств, необходимых для качественной и продуктивной деятельности. Профессиональная квалификация, это в свою очередь умение успешно действовать на основе практического опыта, навыков и знаний при решении профессиональных задач.
Под педагогической компетенцией понимается системное явление, суть которого заключается в систематическом единстве педагогических знаний, опыта, характеристик и качеств учителей, в том числе в эффективной реализации педагогической деятельности, преднамеренной организации процесса педагогического общения, а также в личностном развитии и совершенствование учителя.
Формирование профессиональной компетентности предусматривает творческое развитие индивидуальности, формирование чувствительности к педагогическим инновациям, способность адаптироваться к меняющейся педагогической среде. Социально-экономическое и духовное развитие общества напрямую зависит от профессионального уровня учителя. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимость повышения мастерства и профессионализма учителя, то есть его профессиональной компетентности.
Если рассматривать составляющие профессиональной компетентности, к ним можно отнести умение педагога применять полученные знания и собственный опыт в профессиональной деятельности, в результате чего повышается эффективность обучения и воспитания, способности педагога к инновационной деятельности. При информационной составляющей компетентности педагога понимается тот объем информации о себе, воспитанниках, родителях, а также коллегах. Следует, также отметить, что профессионально-компетентный педагог должен уметь управлять своим поведением, осуществлять контроль за проявлением эмоций, способен к рефлексии, а также стрессоустойчивости.
Значимым профессиональным качеством является коммуникативность педагога, это в свою очередь умение слушать, речевые навыки учителя, а также эмпатия. Следует также учесть, что главной и в тоже трудной профессиональной компетенцией является умение эффективно общаться с родителями воспитанников.
1. Арябкина И.В. Актуальные проблемы гуманитарно-эстетической педагогики в условиях реформирования образовательной системы // Искусство и образование. – 2010. – №2. – С. 7-14.
2. Бахтин М.М. Формирование художественно-эстетической культуры как основы профессиональной компетентности будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 6. – С. 54-55.
3. Караваева Г.В. Эстетограмма учителя начальных классов. М.: Первое сентября, 2008. – 19 с.
4. Сваталова Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов. // Дошкольное воспитание. – 2011. –№ 1. – 95 с.