Подход к психике и сознания в советской и западной школах
Список использованных источников
Подход к психике и сознания в советской и западной школах
Советская психология рассматривает сознание как высшую форму психики, возникшей в человеческом обществе в связи с общением людей, языком, речью и коллективным трудом. Данного принципа придерживались такие ученые как С. Л. Рубинштейна, Е. В. Шорохова, А. Н. Леонтьева. Сознание проявляется в способности к абстрактному словесному мышлению, инструменту и средству языка, возникающего в человеческом обществе, к знанию на этой основе законов природы и общества. А.В. Петровский считал, что главной характеристикой сознания является отвлеченное речевое мышление [2, с. 48].
Л. С. Выготский рассматривал сознание как рефлексию субъекта действительности, своей деятельности, самого себя. Элементы сознания – словесные значения, система, работающая как единое цело, это в свою очередь специфическая человеческая характеристика бодрствования и есть само сознание.
По мнению Б. Г. Ананьева первоначальными фактами сознания являются восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно осознаются процессы деятельности ребенка, а не только эффекты действий.
Метод интроспекции - наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. Р. Декарт рассматривал непосредственный характер познания собственной душевной жизни. В свою очередь Дж. Локк разделял человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности разума, и внешний, направленный на внешний мир. В данном методе выделяют интроспекцию аналитическую, систематическую, а также феноменологическое самонаблюдение, многие считают, что главный признак сознания - это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний.
В. Джеймс указывал, что сознание является «хозяином психических функций», то есть на самом деле сознание определяется субъектом.
Согласно подходу В. Джеймса особое внимание они уделяли процессу приспособления человека к различным постоянно меняющимся ситуациям в его жизни. Основное внимание уделялось внешним сторонам психики, а не тем феноменам, которые существуют внутри неё. Функционалисты ориентировались на изучении внешне наблюдаемого поведения, которое поддаётся объективному анализу.
Основная идея этой школы о проблеме психологического сознания заключается в том, что индивидуальное сознание проистекает из влияния на человека сознания общества, в котором его душа социализируется и интеллектуализируется; это социализированная и интеллектуализированная психика и представляется как сознание человека.
Согласно основоположнику бихевиоризма Дж. Уотсону, была предложена схема, при которой каждому стимулу соответствует определенная реакция, с помощью нее ученые пытались объяснить любую деятельность человека.
1. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия переиздано М.: Мысль, 1994 г. - 364 с.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 336с.
3. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. - М.: Просвещение, 1982. - 328 с.
4. Миллс, Дж. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» / Дж. Миллс, Р. Кроули; пер. с англ. Т. К. Кругловой. – М.: Класс, 1996. - 126 с.
5. Колесникова, Г. И. Основы психологического консультирования. Учебное пособие. / С. В. Стародубцева, Г. И. Колесникова – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2006. – 119 с.
6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2. доп. и перераб. изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2000. - 1019 с.
7. Свирепо, О. А. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. / О. С. Туманова, О. А. Свирепо – М., 2004. – 285 с.
8. Юнг К. Психология бессознательного. // Собрание сочинений. М.: Канон, 1994. – 320 с.