Подход к психике и сознания в советской и западной школах
Список использованных источников
Подход к психике и сознания в советской и западной школах
В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. Л. Рубинштейна, Е. В. Шорохова, А. Н. Леонтьева. Суть сознания проявляется в способности к абстрактному словесному мышлению, инструменту и средству языка, возникающего в человеческом обществе, к знанию на этой основе законов природы и общества. По мнению А.В. Петровского главной характеристикой сознания является отвлеченное речевое мышление [4, с. 48].
Согласно Л. С. Выготскому сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Элементами сознания, является словесные значения, система, работающая как единое цело, это в свою очередь специфическая человеческая характеристика бодрствования и есть само сознание.
Б. Г. Ананьев считал, что сознание выступает как составная часть эффекта действия. По его мнению, первоначальными фактами сознания являются восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно осознаются процессы деятельности ребенка, а не только эффекты действий.
Метод интроспекции, в западной психологии подразумевает под собой наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. Р. Декарт рассматривал непосредственный характер познания собственной душевной жизни. В свою очередь Дж. Локк разделял человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности разума, и внешний, направленный на внешний мир. В данном методе выделяют интроспекцию аналитическую, систематическую, а также феноменологическое самонаблюдение, многие считают, что главный признак сознания - это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. В связи с этим исследователи западной психологии далеко не всегда проводят различие между понятиями психика и сознание.
Начиная с Р. Декарта, сознание использовалось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о существовании сознания у животных понятие сознания часто выступает как идентичное понятие психики и означает существование субъективных образов и переживаний [3, с. 36].
Наряду с длительным доминированием этой интерпретации, начиная с Г. Ф. Лейбница, начинается и развивается другая точка зрения, в которой сознание является лишь частью и внешними, психическими процессами. Необходимым условием для сознания является активное избирательное внимание, избирательно направленное на определенные явления внутреннего (памяти) и внешнего мира (образы восприятия).
По словам В. Джеймса, сознание является «хозяином психических функций», то есть на самом деле сознание определяется субъектом. Сознание может быть условием психологии, но не предметом. Сознание бескачественно, потому что само по себе есть качество - качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их представлении субъекту. Качество необъяснимо, оно может или не может быть. Общей чертой всех вышеперечисленных взглядов является акцент на психологическом бескачественности сознания.
1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт М. 2000. – 240 с.
2. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия переиздано М.: Мысль, 1994 г. - 364 с.
3. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976. - 376с
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 336с.
5. Голубицкий, Е. А. Практическое пособие по консультированию: пособие для социальных работников / Е.А. Голубицкий, И.А. Лукьянович.— ООО «Полипринт». — Минск: 2012. — 48 с.
6. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. - М.: Просвещение, 1982. - 328 с.
7. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
8. Миллс, Дж. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» / Дж. Миллс, Р. Кроули; пер. с англ. Т. К. Кругловой. – М.: Класс, 1996. - 126 с.
9. Колесникова, Г. И. Основы психологического консультирования. Учебное пособие. / С. В. Стародубцева, Г. И. Колесникова – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2006. – 119 с.
10. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 352 с.
11. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2. доп. и перераб. изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2000. - 1019 с.
12. Свирепо, О. А. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. / О. С. Туманова, О. А. Свирепо – М., 2004. – 285 с.
13. Хьелл, Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение : Серия «Мастера психологии» / Л.Хьелл, Д.Зиглер. - СПб : Питер Пресс, 1997. - 608 с.
14. Фрейджер, Р, Фейдимен Д. Уильям Джеймс и психология сознания.-М. , АСТ - 2007. - 123с.