Тадж-Махал. Памятник Вечной Любви
Список использованных источников
Тадж-Махал. Памятник Вечной Любви
Тадж-Махал называют уникальным чудом рукотворного света. Мраморные стены Тадж-Махала имеют волшебное свойство: они белые при дневном свете, розовые на восходе солнца и серебряные в лунную ночь. Массивные стены, благодаря усилиям блестящих мастеров, кажутся невесомыми, возникает иллюзия, будто величественное здание парит над землей.
Так, в 1983 году ЮНЕСКО признал Тадж-Махал объектом Всемирного наследия со следующей формулировкой: «Жемчужина мусульманского искусства в Индии, один из шедевров наследия, получивший всеобщее признание и восхищение во всем мире».
Тадж-Махал веками называли «Лучшим из дворцов», «Венцом Дворца», «Короной Моголов». Название «Тадж-Махал» закрепилось за мавзолеем в период английской колонизации Индии. Тадж-Махал считается лучшим примером могольской архитектуры, сочетающей элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей [1, c. 27].
Величественный мавзолей-мечеть был воздвигнут падишахом Шах-Джаханом к югу от Агры, столицы Могольской империи, на берегу реки Джамна, в честь его умершей супруги Арджуманд, которая носила титул «Мумтаз-Махал», в переводе – «Украшение дворца». Арджуманд стала третьей женой падишаха, историки утверждают, что именно её он беззаветно любил всю свою жизнь. Арджуманд была рядом с Шах-Джаханом во многих испытаниях, стала ему верной помощницей и соратницей. Шах-Джахан устраивал в её честь грандиозные приёмы и пиршества. Мумтаз присутствовала на всех важных государственных церемониях, к её мнению прислушивались даже на государственных советах. Существует несколько версий касательно её смерти. В соответствии с основной, падишах прожил со своей любимой 17 счастливых лет. Она родила ему 14 детей, скончавшись во время последних родов.
Существует даже легенда, что перед смертью Мумтаз-Махал попросила мужа исполнить два ее последних желания: больше не жениться и построить для нее самый красивый мавзолей в мире.
Шах Джахан, потеряв любимую жену, впал в отчаяние. Он объявил два года траура в своей империи, во время которых было запрещено носить яркие одежды, под запретом оказались также праздники и музыка. Первоначально царицу похоронили в Бурхан-Нуре, где она скончалась. Через полгода её останки доставили в Агру. А в годовщину смерти Мумтаз Шах-Джахан начал строительство мавзолея, равного которому ещё не было под луной.
Здание начали строить примерно в 1632 и завершили в 1653 году. На стройке работали 22 тысячи ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов из 37 человек под личным контролем падишаха. Главным автором проекта считается Устад Ахмад Лахаури. По другой версии одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди. Более тысячи слонов использовали для транспортировки материалов, которые доставлялись из Индии и Азии. Блоки из мрамора тащили быки по специально построенному 15-километровому пандусу из утрамбованной земли. На стройке работали скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, а также специалисты и мастера по резке мраморного орнамента и возведению башен. Более полутора тысяч тонн жемчуга, алмазов и агатов были вкраплены в причудливые завитки орнамента [2, c. 29].
1. Ермакова С.О. Тадж-Махал и сокровища Индии / С.О. Ермакова. - М.: Вече, 2006. – 224 с.
2. Кармалито С. Чудо, вдохновленное любовью / С.Кармалито // Эхо планеты. – 2006. – №52. – с. 26-31.
3. Соломахин Д. Кто побывал, тот не забудет никогда / Д.Соломахин // Нева. – 2007. – №3. – с. 267-276.