Методология SWOT анализа, методы сбора и обработки данных
Список литературы
Методология SWOT анализа, методы сбора и обработки данных
В статье Алтуховой А. Т. «Факторы повышения конкурентоспособности предприятия» приведено, что SWOT-анализ – это инструмент, используемый для стратегического планирования и стратегического управления в организациях. Он может быть эффективно использован для построения организационной стратегии и конкурентной стратегии. В соответствии с системным подходом организации являются субъектами, которые взаимодействуют с внешней и внутренней средой и состоят из различных подсистем. В этом смысле организация существует в двух средах, одна находится внутри фирмы, а другая снаружи. Данные среды необходимо проанализировать для практики стратегического управления. Этот процесс анализа организации и ее сред называется SWOT-анализом [1, с. 35].
Шафранский И. Н. в автореферате диссертации «Механизм повышения конкурентоспособности на мясоперерабатывающих предприятиях» отметил, что процесс проведения SWOT-анализа заключается в том, чтобы заполнить матрицу, в которой отражаются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, а также реальные угрозы или риски, которые может понести субъект хозяйствования [7].
В монографии Баронина С. А. «Теория и методология управления конкурентоспособностью бизнес-систем» обозначено, что SWOT-анализ оценивает внутренние сильные и слабые стороны, а также внешние возможности и угрозы в среде организации. Внутренний анализ используется для определения ресурсов, возможностей, основных компетенций и конкурентных преимуществ, присущих организации. Внешний анализ выявляет рыночные возможности и угрозы, рассматривая ресурсы конкурентов, отраслевую среду и общую среду. Цель SWOT-анализа состоит в том, чтобы использовать знания, которые организация имеет о своих внутренних и внешних средах, и соответственно сформулировать свою стратегию [2, 228].
Вашко Т. А. в статье «Стратегия и конкурентоспособность» обозначила, что SWOT-анализ – это процесс, который включает четыре области в двух измерениях. Он состоит из четырех компонентов: «Сильные стороны», «Слабые стороны», «Возможности», «Угрозы». Сильные и слабые стороны являются внутренними факторами организации, возможности и угрозы являются внешними факторами окружающей среды. SWOT-анализ обычно составляется в виде матрицы, которая организована в соответствии с заголовками четырех разделов [3, с. 10].
1 Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова. – М.: Ника-Центр, –2017. – № 9. – С. 35–38.
2 Баронин, С. А. Теория и методология управления конкурентоспособностью бизнес-систем: монография / С.А.Баронин [и др.]; под ред. С. А. Баронина – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 329 с.
3 Вашко, Т.А. Стратегия и конкурентоспособность/ Т. А. Вашко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2018. – № 7 (7). – С.10. – 14.
4 Гнатюк, С. Н. Конкурентоспособность предприятия: теория, методология, практика: монография / С. Н. Гнатюк, А. Г. Барановский, Л. В. Наркевич. – Смоленск: Маджента, 2016. – 180 с.
5 Жукова, М.А. Теоретические и методические аспекты управления конкурентными преимуществами организации / М.А Жукова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2017. – №5. – С.16–20.
6 Токарева. М. С. Основные направления повышения международной конкурентоспособности телекоммуникационных компаний: автореферат дис. на соиск. степ. к. э. н.: 08.00.14 – Мировая экономика / М. С. Токарева; М-во образования Российской Федерации: М. – МГУ им. М. В. Ломоносова, 2018. – 229 с.
7 Шафранский И. Н. Механизм повышения конкурентоспособности на мясоперерабатывающих предприятия: автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. э. н. / И. Н. Шафранский; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГСХА», 2018. – 33 с.
8 Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. – 2018. – №4. – С. 181–185.