1. Подход и интерпретация бессознательного К. Юнга
2. Экзистенциально-гуманистическая терапия
Список литературы
1. Подход и интерпретация бессознательного К. Юнга
В своих воззрениях К. Юнг большое внимание уделял снам и их интерпретации. Сны носят широкий бессознательный характер, так как предполагают нечто больше, чем очевидное значение, точно их объяснить нельзя. Сны психолог считал своеобразным выражением бессознательного. По словам К. Юнга, «сон следует рассматривать как факт, относительно которого нельзя делать никаких предварительных утверждений, кроме того, что сон имеет некоторый смысл; и второе - сон есть специфическое выражение бессознательного» [3, с. 28].
Более значительное влияние бессознательного в жизни человека объяснятся К. Юнгом тем, что человек воспринимает окружающий мир органами чувств, которые ограничивают его восприятие. Человек многое воспринимает подпорогово, без участия сознания, потому часть получаемой информации сразу уходит в бессознательное. Это служит фундаментом для неопределенных, смутных и изменчивых фантазий, которые вырываются наружу. В итоге, как пишет К. Юнг, «человек продуцирует символы спонтанно и бессознательно в форме снов» [3, с. 18].
К. Юнг считает необходимым указать на виды подпорогового материала, из которого спонтанно могут производиться символы снов. Согласно психологу, «подпороговый материал состоит из всего набора нужд, импульсов, намерений; всех восприятии и догадок; всех рациональных и иррациональных мыслей, выводов, индукций, дедукций, посылок; из всего разнообразия чувств. Любое из них, или все они вместе, могут принимать форму частичного, временного или постоянного бессознательного» [3, с. 33].
Получается, что этот материал преимущественно становится бессознательным по причине того, что для него нет места в сознании. Мысли человек могут потерять свою эмоциональную энергию и стать подпороговыми. В таком случае они больше не привлекают сознательного внимания. Факторами потери данной энергии могут стать: восприятие чего-то как неинтересного и неважного, травмирующего или нежелательного. Таким путем человек и забывает неприятные для него события и связанные с ними переживания. Это, в свою очередь, освобождает место в сознании для новых впечатлений и мыслей. Так, можно сказать, осуществляется баланс, смена переживаний, что охраняет человеческий разум от переполненности.
2. Экзистенциально-гуманистическая терапия
Экзистенциально-гуманистическая терапия основана на принципах экзистенциальной и гуманистической психологии, является глубинной жизнеизменяющей терапией, позволяющей сделать жизнь клиента более осознанной. Этот вид терапии называют жизнеизменяющей, так как в ходе нее клиент предпринимает попытку проанализировать свою жизнь, ответить на ее экзистенциальные, попробовать пересмотреть и переоценить некоторые из ответов так, чтобы сделать его жизнь более аутентичной и, следовательно, более реализованной.
В процессе экзистенциально-гуманистической терапии фокус направлен на базисные проблемы существования индивида. В основе экзистенциально-гуманистической терапии лежит положение о том, что именно неосознаваемые силы воздействуют на сознательную деятельность индивида. Внутренний конфликт, который переживает клиент, обусловлен его конфронтацией с такими «данностями» существования, как смерть, свобода, изоляция, бессмысленность.
Экзистенциально-гуманистическая терапия направлена на выявление характера глубинных индивидуальных внутренних конфликтов и их проработку. В экзистенциальном подходе принято выделить четыре экзистенциальных конфликтах между следующими сторонами:
- осознание неизбежности смерти и желание продолжать жить;
- осознание собственной свободы и необходимость быть ответственным за свою жизнь;
- осознание собственного глобального одиночества и желание быть частью большего целого;
- потребность в какой-нибудь структуре, смысле жизни и осознанием безразличия (равнодушия) Вселенной, не предлагающей конкретных смыслов.