Закон РК О государственных закупках-его роль и значение в финансовой поддержке малого и среднего бизнес
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова
Диссертация
на тему: «Закон РК О государственных закупках-его роль и значение в финансовой поддержке малого и среднего бизнес»
по дисциплине: «Юриспруденция»
2021
47900.00 KZT
Закон РК О государственных закупках-его роль и значение в финансовой поддержке малого и среднего бизнес
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Юриспруденция
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
1.1 Понятие государственных закупок
1.2 Особенности государственных закупок
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
2.1 Проблемы государственных закупок
2.2 Пути совершенствования государственных закупок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Роль государственных закупок являются ключевым стратегическим рычагом, с помощью которого правительства могут продвигать свои политические программы, будь то в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальных обеспечений. Правильный и обдуманный подход может позволить правительствам повысить эффективность, справедливость, прозрачность и устойчивость своей деятельности.
Объем и размеры доли государственных закупок с каждым годом увеличиваются, начиная с закупа мелких товаров, таких как канцелярские принадлежности, мебель и различные предметы, необходимые для школ, больниц и различных государственных учреждений до строительства дорог, мостов и зданий.
Правительству необходимо закупать ряд товаров, услуг у частного сектора просто для того, чтобы они оставались в рабочем состоянии. А поскольку они тратят деньги налогоплательщиков, правительство должно совершать высококачественные покупки, которые свободны от коррупции и представляют собой соотношение цены и качества.
Увеличение расходов страны на социальное обеспечение, здравоохранение и образование в первую очередь на себе должно ощутить население страны и оценить, насколько они эффективны, однако некоторые отрицательные факторы, такие как коррупционные риски или бюрократические элементы, только замедляют данный процесс и в конце концов выделенные средства из бюджета не доходят до конечной цели. Причиной в данном случае является жадность некоторых чиновников, незнание гражданами своих прав и законодательства, отсутствие прозрачных процедур в государственных закупках.
На сегодняшний день многие правительства во всем мире начинают осознавать, что в государственных расходах основная доля приходится на расходы в сфере закупок товаров, работ и услуг. Данное направление в государственном секторе – это больше, чем просто оперативная функция, возникает необходимость уделять большое значение системе данного направления и постоянно совершенствовать ее для более высокой эффективности государственных расходов.
Таким образом, объект работы – государственные закупки.
Предмет работы – государственные закупки в Республике Казахстан.
Цель работы – рассмотреть государственные закупки в Республике Казахстан.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
1.1 Понятие государственных закупок
Вопрос повышения эффективности государственных закупок крайне актуален, так как занимает важное место в государственных расходах страны, и уровень доверия граждан правительству в государственных расходах бюджета страны имеет немаловажную роль. Когда граждане видят, что правительства скрывают свои финансы, игнорируя мнения граждан и не соблюдая разграничение полномочий, уровень их доверия к правительству снижается. И значительной частью в данном вопросе является уровень коррумпированности государственных органов и их служащих.
В системе государственных закупок основной проблемой являются коррупционные риски. Учитывая большие суммы, крупномасштабное и большое количество вовлеченных людей, публичные проекты предоставляют широкие возможности для проступков, стоимость которых может быть намного выше, чем потерянные средства.
Если контракты присуждаются поставщикам с более низкими стандартами и безответственной или небезопасной практикой, то поставляемые товары и услуги могут отрицательно сказаться на многих факторах.
Особую роль в мониторинге за распределением бюджета страны и эффективностью государственных закупок товаров и услуг играет вовлеченность общественности.
В последние годы в Казахстане роль заинтересованности общественности в процессе государственных закупок и расходовании бюджетных средств возрастает.
Анализ такого характера позволяет определить уровень доступности к бюджетной информации страны, вовлеченность общественности в такой важный процесс как участие в надзоре за государственным расходованием средств.
Из вышеприведенных данных показатели Казахстана улучшились в показателе «прозрачность», это публичный доступ к информации о том, как правительство расходует средства. Данные увеличились с 53 до 58 баллов, но все же цифры говорят о том, что в стране недостаточно публикуют материалы по информированию расходования бюджетных средств.
Тема изучения роли государственных закупок в государственных расходах страны достаточно объёмна, с каждым годом суммы государственных расходов увеличиваются. Главным вопросом в расходовании бюджетных средств является планирование, эффективность, прозрачность, направленность, целесообразность и доступность общественности к бюджетной информации.
Продолжается переход к использованию цифровых технологий в государственных расходах страны, когда анализируются большие объемы данных, предпринимаются стратегические инструменты для устойчивости и других целей развития национальной экономики.
При наличии правильных структур функция государственных расходов может позволить государству стать лидерами в более широкой экономике.
Роль государственных закупок в эффективности расходов страны также имеет немаловажную роль, так как тщательные планирование, анализ и правильные организационные структуры могут существенно повлиять на эффективность расходов и устранить негативные воздействия на общество.
Переход к эффективным и экономически продуктивным государственным расходам не может быть осуществлен в одночасье, для этого потребуются время и терпение и, главное, политическая воля.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
2.1 Проблемы государственных закупок
В договоре о ЕАЭС прописано, что страны должны обеспечивать беспрепятственный и свободный доступ потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена, другим государством-членом. Однако, данный фактор до сих пор действует неполноценно. [3] Рынок государственных закупок ЕАЭС работает полноценно только на территории Российской Федерации и Республики Беларусь. Взаимное признание электронной цифровой подписи государств-членов не маловажный фактор, от которого напрямую зависит проведение самих государственных закупок. Это ограничивает участие бизнеса в конкурсах на закупки товаров и услуг, которые проводятся государственными структурами и крупными корпорациями.
Особое внимание следует обратить на взаимное признание электронной цифровой подписи, так как все больше проводимых государственных закупок осуществляется посредством электронных торговых площадок. Решение данного вопроса будет способствовать углублению интеграции в ЕАЭС, повышению конкурентоспособности и, как следствие, улучшению качества поставляемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Таким образом, основной проблемой на настоящий момент является несовместимость электронных цифровых подписей.
В целях недопущения затяжного признания электронной цифровой подписи, следует установить общие сроки по технической интеграции в рамках переговоров о присоединении к ЕАЭС в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной перспективе – создать единую информационную систему для всех стран-участниц союза в целях повышения эффективности проведения закупок, где, как минимум, эта система будет выступать в качестве единой электронной торговой площадки, где будет применяться единая электронная цифровая подпись. [4]
Поэтому система государственных закупок Республики Казахстан и Республики Кыргызстан находится в стадии постоянного развития и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Предпосылками повышения эффективности механизмов управления государственными закупками в условиях современных республик являются успешное проведение административной реформы, внедрение аудита эффективности бюджетных расходов. Данные процессы позволят формировать благоприятные социально-экономические условия, а закупочная деятельность будет обеспечена адекватной для конкуренции средой.
Мировой опыт правового регулирования государственных закупок и порядок проведения данной процедуры для нужд государства представляет собой особый интерес для Казахстана. Особенно в период развития и становления сферы закупок товаров, работ, услуг, регламентированной законом «О государственных закупках в Республике Казахстан» от 4 декабря 2015 года, который постоянно обновляется и изменяется из года в год. Поэтому для Казахстана мировой опыт особо значим и интересен в данной области.
Многие зарубежные страны накопили практический опыт управления процессом эффективного расходования бюджетных средств, включая и закупочную деятельность. Также и Казахстан, несмотря на небольшой опыт в проведении государственных закупок. Все-таки государство построило более или менее прозрачную систему проведения данных процедур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно зарубежному опыту США и Германии принципом государственных закупок должна являться не просто низкая цена покупаемых товаров, работ и услуг, а справедливое соотношение их стоимости и качества. Немаловажным также является проявление принципа справедливости между интересами государственных заказчиков и поставщиком.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 4 статьи 18 Закона, уполномоченный орган при выявлении в результате проведения контрольных мероприятий, в том числе камерального контроля, нарушения объектом контроля законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обращается в суд с иском о признании недействительными вступивших в силу договоров о государственных закупках, заключенных с нарушением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, за исключением договоров о государственных закупках, по которым обязательства исполнены надлежащим образом.
В этом случае можно толковать норму как исполнение надлежащим образом всех обязательств, предусмотренных договором. Также формулировку «исполнены надлежащим образом» можно отнести только к тем обязательствам, которые были поставлены на момент выявления нарушения законодательства при одновременном наличии иных обязательств, исполнение которых предполагается в будущем. В целях исключения различного понимания и толкования нормы рекомендуем ее уточнить.
26 апреля 2019 года запущен форматно-логический контроль (ФЛК) на закупки из одного источника. Министерством финансов РК ведется работа по принятию превентивных мер по недопущению нарушений законодательства о государственных закупках. В частности, на веб-портале государственных закупок по подпунктам 1), 6), 7), 8), 11),12) 16), 20), 21), 23), 26), 27), 29), 30), 31), 33), 34), 36), 37), 38), 40), 41), 51) пункта 3 статьи 39 Закона «О государственных закупках» установлен форматно-логический контроль (ФЛК), не позволяющий заказчикам заключать договоры в случаях, не предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона «О государственных закупках».
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.04.2019 г.) // online.zakon.kz
2. Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.12.2018 г.) // online.zakon.kz
3. Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года № 107-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.04.2019 г.) // online. zakon.kz
4. Нормативное постановление Верховного суда «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 ГПК» № 20 от 24.12.2010 года // adilet.zan.kz
5. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О применении судами законодательства о государственных закупках» № 5 от 14 декабря 2012 года // adilet. zan.kz
6. Представление Генеральной прокуратуры РК от 12.11.2016 г. № 2-010711-16-79340 // prokuror.gov.kz
7. Cправка по результатам анализа Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК // URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/articles/ cpravka-po-rezultatam-analiza-zakona-respubliki-kazahstan-o-gosudarstvennyh-zakupkah-ot-4
8. Сборник аналитических справок по результатам правового мониторинга//zakon. kzURL:https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31754729&mode=p&page=3
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // http: stykrf.ru
10. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2013. − № 14. − Ст. 1652.
11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 2013. − № 14. − Ст. 1652.
12. О государственных закупках: Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 г. № 434-V [Электронный ресурс]. – URL: https://kodeksykz.com/ka/o_gosudarstvennyh_zakupkah.htm
13. Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования: Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 г. № 1729 [Электронный ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P090001729
14. Закон РК от 04 декабря 2015 года № 303-III "О государственных закупках" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2019г.) государственные закупки (далее госзакупки) // online.zakon.kz.
15. Маслов Е.В. Управление госзаказом: учебное пособие. М: ИНФРА-М, 2013. 314 с.
16. Байканова Д. Как правильно работать в сфере государственных закупок: Методическое пособие. Астана, 2014г. 32 с.
17. Информационная система государственных и коммерческих закупок в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.is-zakupki.ru
18. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. – М.: Либроком, 2009. – 197 с.
19. Снеткова А.В. Международный опыт организации государственных закупок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://topknowledge.ru
20. Супяка В.Б. Экономика США: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 207 с.
21. Федеральная контрактная система США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakupki-tendery.ru.
22. Федорович В.А. США: Федеральная контрактная система и экономика / В.А. Федорович, А.П. Патрон, В.П. Заварухин. – М.: Наука, 2002. – 189 с.
23. Тасалов Ф.А. Сравнительно-правовое исследование. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США / Ф.А.Тасалов. — М.: Проспект, 2014. — 211 с.
24. Закон РК «О государственных закупках» от 4 декабря 2015г.
25. Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» от 03.04.2015г.
26. Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования: монография\ отв.ред. О.А.Беляева, В.А.Вайпан, К.В.Кичик М.2017.
27. Тихомиров Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе\\ Журнал российского права.1999 №3-4.
28. Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014г.
29. goszakup.gov.kz
30. adilet.zan.kz
31. Информационный сервис Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Доступно на: http://qamqor.gov.kz/portal/page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat.
32. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. №858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» Доступно на: https://online.zakon.kz/.
33. План Нации: 100 шагов 5 институциональных реформ. Доступно на: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100.
34. Закон Республики Казахстан 21 декабря 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности». Доступно на: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000118.
35. Закон Республики Казахстан от 04 декабря 2015 года «О государственных закупках». Доступно на: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000434.
36. Казахстанский обзор преступлений за 2016 год. Доступно на: https://www.pwc.kz/en/publications/publication_assets/crime-survey-2016-rus.pdf.
37. Антикоррупционные реформы в Казахстане 4-й раунд мониторинга в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. Доступно на: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=38224240#pos=667;132 (от 06 апреля 2020г.).которые требуют разумного и эффективного использования.
38. Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан, 24.01.2020 г. [Электрон. ресурс] – URL: https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kasym-zhomarta-tokaevanarasshirennom-zasedanii-pravitelstva-respubliki-kazahstan.
39. Brammer S. and Walker H. Sustainable procurement in the public sector: an international comparative study, 2011 [Электрон. ресурс] – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0921344916300994? via%3Dihub#bib0060.
40. Аверкиева Е.С. Оценка роли государственных закупок в модернизации общественного сектора в России, 2016. [Электрон. ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-roli-gosudarstvennyhzakupok-v-modernizatsii-obschestvennogo-sektora-v-rossii.
41. Черемухин С.А. Государственные закупки: содержание и роль в развитии экономики [Электрон. ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennye-zakupki-soderzhanie-i-rol-v-razvitiiekonomiki.
42. Открытая база данных о госбюджете Казахстана [Электрон. ресурс]. URL: http://openbudget.kz/ data/consolidated.
43. Открытая база данных о госбюджете Казахстана [Электрон. ресурс] URL: http://openbudget.kz/ data/government.
44. Интерактивная карта открытых бюджетов [Электрон. ресурс]. URL: https://publicbudget.kz/ru.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты