Влияние психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов-хоккеистов на спортивный результат
ИнЕУ (Инновационный Евразийский университет)
Диплом
на тему: «Влияние психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов-хоккеистов на спортивный результат»
по дисциплине: «Физическая культура и спорт»
2021
42000.00 KZT
Влияние психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов-хоккеистов на спортивный результат
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Физическая культура и спорт
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат
1.1 Психологические особенности подготовки спортсменов–хоккеистов
1.2 Психофизиологические особенности подготовки спортсменов–хоккеистов
1.3 Реализация принципов спортивной тренировки в юношеском спорте
2 Эмпирическое исследование влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Анализ и обсуждение результатов исследования
3 Практические рекомендации по повышению результативности с учетом психологических и психофизиологических особенностей хоккеистов
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В наши дни человеческий фактор приобретает особое значение. Хоккей – это именно та сфера деятельности, где человек не только приобретает физическую подготовку, но и развивает характер, где проверяются его моральные и волевые качества.
На современном уровне развития хоккей становится специфическим видом деятельности человека, требующим максимальной отдачи физических и умственных сил. Поэтому современный хоккей, и прежде всего высших достижений, требует целенаправленных, настойчивых, систематических и длительных тренировок, специальной психологической подготовки. Но разрабатывая и применяя наиболее эффективные методы тренировки и управления деятельностью спортсменов во время соревнований, тренеры не могут, не имеют права ограничивать свою работу только формированием у спортсменов высокого уровня психомоторных функций, требуемых техникой и тактикой определенного вида спорта. В процессе своей педагогической работы они должны (сознательно или бессознательно) влиять на формирование своей активной жизненной позиции, интеллектуальное, нравственное и политическое формирование личности. Анализ современной методики подготовки спортсменов высокого класса показывает всю несостоятельность до сих пор распространенной среди некоторых специалистов теории «нейтральности спорта», согласно которой в тренировках спортсменов можно ограничиться формированием психомоторных функций, оставив в стороне вопросы формирования мировоззрения спортсменов. Напротив, именно недостатки в формировании высоких личностных качеств спортсменов, их моральная и политическая надежность во многих случаях выявляются как основная причина неудач на соревнованиях даже при наличии отличной физической и технической подготовки. Поэтому мы считаем крайне важным обратить внимание на проблему нравственного воспитания российских спортсменов. Сегодня, когда рост популярности спорта делает его все более важным фактором нравственного воспитания людей, особенно молодежи, эта задача приобретает большое социальное значение.
Эти примеры ещё раз подчёркивают актуальность поставленной проблемы познания личности спортсмена, его идейно–политической и морально–психологической подготовки, проблемы повышения его психологической надёжности.
Объект исследования: направленность спортсменов–хоккеистов на спортивный результат.
Предмет исследования: психологические и психофизиологические особенности направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат.
База исследования: МХК «Мунайши».
Выборка исследования: 22 хоккеиста МХК «Мунайши» в возрасте 16–19 лет.
Цель исследования: определить влияние психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретические аспекты изучения влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат.
2. Провести эмпирическое исследование влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат.
3. Составить практические рекомендации по повышению результативности с учетом психологических и психофизиологических особенностей хоккеистов.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (Опросник состояния агрессии Басса–Дарки, методика исследования самоотношения к образу «физического–Я» А. Черкашиной, методика изучения самооценки Дембо–Рубинштейна, методика «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда, тест – методика определения темперамента Айзенка. теппинг–тест Е.П. Ильина).
Практическая значимость работы. Материалы могут быть использованы на лекционных и семинарских занятиях на факультетах физической культуры, а также при подготовке специалистов–тренеров по хоккею.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (аргументирована актуальность, сформулированы объект, предмет, цель, задачи, методы, выборка и база исследования, практическая значимость исследования), трех глав (выявлены теоретические аспекты изучения влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат, проведено эмпирическое исследование влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат, составлены практические рекомендации по повышению результативности с учетом психологических и психофизиологических особенностей хоккеистов), заключения (подводятся итоги исследования) и списка использованных источников (48 позиций)
1 Теоретические аспекты изучения влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат
1.1 Психологические особенности подготовки спортсменов–хоккеистов
Хоккей постоянно развивался последние два десятилетия. Это положительно повлияло на его развлечения и сделало его одним из самых эмоциональных видов спорта. Специалисты отмечают достаточно высокий уровень подвижности в современных матчах, что отражается как на статистических показателях, так и на визуальном восприятии игры. Следует сказать о качественных изменениях в организации игры: рост влияния стратегии и тактики на спортивные результаты.
Современный болельщик ожидает от хоккея зрелищности, эмоциональности и драматизма, солидного стиля игры, высоких скоростей, наличия в игре ума и тренерской мысли. Все это требует от хоккеистов и тренеров экстремальных физических и психологических нагрузок, как в тренировочном процессе, так и во время матча. Для достижения этих целей важное место занимает психологическая подготовка спортсмена, при которой необходимо учитывать темперамент спортсмена, он проявляет черты личности и характер игрока в зависимости от особенностей его нервной системы [1].
Психологическая подготовка хоккеистов должна заключаться в формировании доминирования спортивных результатов и индивидуального стиля игры.
Психологическая подготовка –это систематический комплекс мер воздействия на психику индивида (и соответствующую ей реакцию), направленный на: восприятие внешних условий среды (как изменяющихся в данной ситуации, так и неизменных, которые могут существовать в виде стереотипов, верования, взгляды и т. д.); адаптация как тела, так и психики к изменчивости и быстротечности ситуации; целенаправленность действий в определенных обстоятельствах (эффективность их выполнения); присвоение (при определенных условиях) неизменной программы действий; развитие индивидуальных психологических качеств личности, необходимых для решения определенных задач; коррекция и регулирование собственного поведения; восстановление психического здоровья (нервно– психическая устойчивость, равновесие, рассудительность и т. д.).
Очень важной концептуальной составляющей психологической подготовки в стрельбе является взаимодействие видов подготовки (психологическая, физическая, специальная, техническая, теоретическая).
Психологическую подготовку часто можно рассматривать как один из видов комплексного тренинга. При этом среди других видов ему отводится важная роль в планировании тренировочного и соревновательного процессов, определяются определенные цели и задачи, формы и методы тренировок. При таком подходе к тренировочному процессу упрощается решение организационных задач и структурирование обучения, но в то же время проблематично решать проблемы системного взаимодействия его различных типов.
Большинство психологов– тренеров считают, что успешная спортивная деятельность человека определяется проявлением не только черты личности, но и ряда специфических характеристик. Изучение опубликованных статей на различных сайтах интернет– ресурсов позволило выделить блок личностных характеристик, обеспечивающих надежность деятельности стрелков в экстремальных условиях.
При этом закономерно возрастают показатели психической надежности, одной из составляющих которой является соревновательная эмоциональная устойчивость.
Также улучшаются показатели мотивационной сферы, помехоустойчивости и способности к саморегуляции.
При всем многогранном спектре психических состояний в спорте специфика предмета спортивной гигиены позволяет выделить три основных типа ситуаций, в которых применяется психорегуляция: коррекция динамики утомления, устранение чрезмерного психического напряжения, преодоление фрустрации.
В области спортивной психологии ученые разработали широкий спектр методов и инструментов для успешного решения проблем психического здоровья, включая внешнее вмешательство (гетерорегуляцию) и саморегуляцию. Решение проблем с психорегуляцией осложняется, как правило, наличием особых фаз в динамике этих состояний.
Психомышечная тренировка направлена на улучшение моторного восприятия, в основном за счет концентрации внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Методика проще, чем аутогенная тренировка и психомышечная тренировка, и доступна спортсменам. Он использует разработки различных школ для психотренинга, в частности, дыхательные упражнения, максимальное изометрическое напряжение мышц и отдых после него, а также закрытие глаз. В психомышечном тренинге есть четыре стадии перехода к расслаблению и от него к активации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активация, обусловленная характером деятельности.
Идеомоторная тренировка заключается в осознанном изложении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основные функции представлений: программирование, обучение и регулирование. Первый из них основан на представлении идеального движения, второй – на перформансах, способствующих овладению навыком, третий – на идеях возможной коррекции, контроля движений и соединений отдельных элементов. Идеомоторная тренировка наиболее эффективна для увеличения скорости движений (до 34%), точности (6– 18%).
2 Эмпирическое исследование влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат
2.1 Организация исследования
В эмпирическом исследовании влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат приняли участие 22 хоккеиста молодежного хоккейного клуба «Мунайши» в возрасте от 16 до 22 лет.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап – подготовительный – на данном этапе проведен анализ литературы по проблеме исследования, подобраны методы сбора эмпирических данных.
II этап – проведение эмпирического исследования (осуществлялось с помощью опросника состояния агрессии Басса–Дарки, методикам исследования самоотношения к образу «физического–Я» А. Черкашиной, изучение самооценки Дембо–Рубинштейна и «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленд, теста – методики Айзенка по определению темперамента).
III этап – констатирующий. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования.
2.2 Методы исследования
При проведении исследования использовались следующие группы методов:
1. Теоретические:
1) анализ;
2) синтез;
3) обобщение.
Анализ — это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
Синтез — это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.
Обобщение — это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.
2. Эмпирические:
1) Опросник состояния агрессии Басса–Дарки.
2) Методика исследования самоотношения к образу «физического–Я» А. Черкашиной.
3) Методика изучения самооценки Дембо–Рубинштейна
4) Методика «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленд.
5) Тест – методика определения темперамента Айзенка.
6) Теппинг–тест Е.П. Ильина.
Опросник состояния агрессии Басса–Дарки предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно–объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия (использование физической силы против другого лица), косвенная (агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная), раздражение (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, негативизм (оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов), обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия), подозрительность (в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред), вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов) и чувство вины (выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести).
Методика исследования самоотношения к образу «физического–Я» А. Черкашиной. Оцениваются анатомические, функциональные и социальные характеристики внешности в двух подсистемах самоотношения: системе «Я и другие» и системе «Я–Я».
Методика изучения самооценки Дембо–Рубинштейна. Методика Дембо–Рубинштейн (модификация Прихожан) – метод психодиагностики, направленный на изучение самооценки испытуемого. Первоначально Т. В. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С. Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации.
Методика «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленд. Методика «Кто Я?» представляет собой нестандартизированное самоописание с открытой формой и (в некоторых модификациях) количеством ответов. Методика была предложена в 1954 году М. Куном и Т. Мак–Партландом. Теоретической основой методики служат концепции социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается и способ самовосприятия человека как носителя этих ролей.
Тест – методика определения темперамента Айзенка. С помощью методики Айзенка определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента.
Теппинг–тест. Методика экспресс–диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина.
3 Практические рекомендации по повышению результативности с учетом психологических и психофизиологических особенностей хоккеистов
Результаты эмпирического исследования показали следующие характеристики игроков команды МХК «Мунаши»:
1. Разные типы темперамента.
2. Высокий уровень агрессии.
3. Низкий уровень сплоченности.
4. Высокий уровень самовосприятия.
Для решения этих проблем автором были предложены следующие практические рекомендации.
Рекомендации по типу темперамента. В тренировочном процессе также необходимо учитывать тип темперамента хоккеиста. У холериков достаточно низкая тренировочная нагрузка. Напряжение резко возрастает и так же быстро уменьшается, и 183, после короткой фазы восстановления происходит суперкомпенсация. Поэтому хоккеистам этого типа требуется многоэтапный тренировочный процесс с переменной интенсивностью. Сангвиникам рекомендуется давать большие нагрузки, так, как только они могут вызвать функциональные изменения в организме, фаза восстановления короткая и скоро наступит суперкомпенсация. Холерики и сангвиники выздоравливают спонтанно. Флегматику (как и сангвинику) нужно много работать, но на восстановление и суперкомпенсацию уходит больше времени. Для меланхолика нагрузка достаточно низкая, чтобы начать восстановительную фазу суперкомпенсации. Им не рекомендуется много заниматься. Флегматикам и меланхоликам нужно больше внимания уделять восстановительным мерам. Отличия наблюдаются и в разминке. Сангвиник и флегматик разминаются дольше холерика и меланхолика. Выводы. Таким образом, эффективность занятий спортом хоккеистов зависит от особенностей их темперамента. С учетом темперамента и личностных особенностей хоккеиста это создаст условия для оптимизации его психического состояния во время соревновательной деятельности и, как следствие, повысит эффективность его игры. Тренеру особенно важно знать темперамент игроков, чтобы иметь возможность точно прогнозировать их поведение. Но хоккеистам также полезно знать это, чтобы лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны, сосредоточиться на развитии своих сильных сторон, а также понять, как компенсировать свои недостатки [36].
Рекомендации по снижению уровня агрессии.
1. Спокойное отношение при легкой агрессии. В случаях, когда агрессия не опасна и понятна, можно использовать следующие позитивные стратегии:
1) полное игнорирование реакций – очень мощный способ остановить нежелательное поведение;
2) выражение понимания чувств;
переключение внимания, предложение задачи;
3) положительный признак поведения («Вы злитесь, потому что устали»).
2. Сосредоточьтесь на действиях (поведении), а не на человеке.
После того, как он успокоится, желательно обсудить с ним его поведение. Он должен описывать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова сказал, какие действия совершил без какой–либо оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и приводят к решению проблемы.
При анализе поведения важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не вспоминая других прошлых действий. В противном случае возникнет чувство обиды, и он не сможет критически оценить свое поведение. Вместо частого, но неэффективного «морального чтения» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что его агрессия больше всего вредит. Также очень важно указать возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации [37].
Одним из важных способов снижения агрессии через обратную связь. Для этого используются следующие приемы:
1) установление фактов («агрессивное поведение»);
2) устанавливающий вопрос («ты злишься?»);
3) выявление мотивов агрессивного поведения («Хочешь меня оскорбить?», «Хочешь проявить силу?»);
4) обнаружение собственных чувств по поводу нежелательного поведения («Мне не нравится, когда с тобой разговаривают в таком тоне», «Я злюсь, когда на меня кричат»);
5) обжалование правил («Мы с вами договорились!») [38].
3. Контроль над собственными отрицательными эмоциями.
Тренер и родители должны очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуациях и взаимодействиях с агрессивными. Когда ребенок ведет себя агрессивно, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, негодование, страх или беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, чтобы понять природу, силу и продолжительность переживаний, которые их преодолели.
Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, он не усиливает агрессивное поведение ребенка, поддерживает с ним хорошие отношения и демонстрирует, как взаимодействовать с агрессивным человеком [39].
4. Уменьшите стресс ситуации.
Основная задача взрослого человека, столкнувшегося с агрессией, – снизить напряжение в ситуации. Это требует:
1) не повышайте голос, не меняйте тон на угрожающий;
2) не проявлять силы («Будет так, как я говорю»);
3) не кричать;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Психологическая подготовка хоккеистов должна заключаться в формировании доминирования спортивных результатов и индивидуального стиля игры. Психологическая подготовка спортсменов является неотъемлемой частью системы подготовки наряду с физической, технической, тактической. Спортсмену необходима индивидуальная психологическая помощь в отношениях с товарищами по команде и с тренером, помощь в решении личных проблем. Среди индивидуально–психологических характеристик, определяющих различия между спортсменами в команде, темперамент занимает значительное место. Здесь проявляется зависимость личностных качеств и характера игрока от особенностей его нервной системы.
2. В эмпирическом исследовании влияния психологических и психофизиологических особенностей направленности спортсменов–хоккеистов на спортивный результат приняли участие 22 хоккеиста молодежного хоккейного клуба «Мунайши» в возрасте от 16 до 22 лет. Изучение уровня агрессии происходило по методике Басса–Дарки среди 22 спортсменов хоккейного клуба. Выявлено, что в команде проявляется вариативность по показателю уровня агрессии, поэтому спортсмены были разделены на две группы: первая группа – хоккеисты с низким уровнем агрессии (8 спортсменов, 36,4%), вторая группа – хоккеисты с высоким уровнем агрессии (14 спортсменов, 63,6%). По методике исследования самоотношения к образу «физического–Я» (А. Черкашиной) юношей–спортсменов (91%) имеют высокий уровень самооценки физического облика. По методике Дембо–Рубинштейн опрашиваемые имеют очень высокий уровень притязаний (54,6%), который сопровождается требовательностью к окружающим. Кроме того, юноши–спортсмены имеют высокий уровень самооценки. У них возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности. По методике «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпартленда) были выявлены следующие результаты. Большинство исследуемых использовали описания cубьективного отношение к своим физических данных, собственной внешности, собственного тела и отмечались положительные идентификационные характеристики, такие как, удовольствие своим видом, физическими способностями и тому подобное. Меньше отражались тягу к вредным привычкам, свидетельствует о желании юношей казаться лучше. С целью выяснить психофизиологические особенности четырех типов темперамента определить основные технические приемы во время игры с учетом типа темперамента спортсмена мы провели диагностик при помощи теста Айзенка. По данным тестом на основе первичных данных экстравертности и нейротизма путем факторного анализа определялся тип темперамента. В результате тестирования можем увидеть, что у хоккеистов присутствуют все типы темперамента, смешанные типы в том числе. Но преобладает холерический тип темперамента 11 человек – 50%, сангвиников 7 – 31,85%, меланхоликов и флегматиков по 2, что составляет по 9,1% соответственно. Процентное соотношение спортсменов–хоккеистов по типу темперамента Проведя сравнение Темпинг–теста к типу темперамента опрошенных спортсменов, мы увидели, что холерики после часа показали высокий результат, чем после 12:00 отдыха; сангвиники в большинстве показали наоборот лучший результат после 12:00; у меланхоликов были низкие показатели после 1:00, после 12 – стали противоположными у обоих участников; у флегматиков практически без значительных отклонений. Что свидетельствует об особенностях типа темперамента.
3. Учет психологических особенностей хоккеиста, позволит создать условия для оптимизации его психического состояния во время соревновательной деятельности и, как результат, повысит эффективность его игры. Особенно важно знать темперамент игроков тренеру – так он точно сможет прогнозировать их поведение. Но и для хоккеистов полезно это знать, чтобы лучше понимать себя и зная свои сильные и слабые стороны, сконцентрироваться на развитии сильных качеств, а также понять каким образом компенсировать свои недостатки.
1. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г.Б. Горская. – Краснодар: КГИФК, 2008. – 209 с.
2. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. –М.: Советский спорт, 2007. – 294 с.
3. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте / В.Ф. Сопов. – М., 2010. – 120 с.
4. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / И. П. Волков. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.
5. Цзен, Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 272 с.
6. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
7. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвящение, 1987. – 287 с.
8. Киселев, Ю.Я. Психологическая готовность спортсмена: пути и средства достижения / Ю.Я. Киселев. – М.: Советский спорт, 2009. – 276 с.
9. Кузьменко, Г.А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств / Г.А. Кузьменко. – М.: Советский спорт, 2010. – 560 с.
10. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.
11. Волков, И.П. Практикум по спортивной психологии / И.П. Волков. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
12. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. – М.: Академический Проект, 2004. – 576 с.
13. Родионов, А.В. Психология детско–юношеского спорта: учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Родионов, В.А. Родионов. – М.: Физическая культура, 2013. – 277 c.
14. Таймазов, Р.А., Голубь Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена (методы оценки и коррекции) / Р.А. Таймазов, Я.В. Голубь. – СПб.: Олимп СПб, 2004. – 400 с.
15. Тиунова, О.В. Формирование психологической готовности к соревнованиям / О.В. Тиунова. – М.: Р Консульт, 2006. – 32 с.
16. Тиунова, О.В., Самохина А.Ю., Гортинская А.В. Диагностика личностных свойств и психических состояний у спортсмена. Методические рекомендации – М., ФГОУ «Государственная школа высшего спортивного мастерства – центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России» / О.В. Тиунова, А.Ю. Самохина, А.В. Гортинская. – М.: РКонсульт, 2010. – 31 с.
17. Тиунова, О.В. Реализация тренером психолого–педагогических умений / О.В. Тиунова. – М.: Р Консульт, 2006. – 32 с.
18. Тиунова, О.В. Психологическая самоподготовка спортсмена. ФГОУ «Государственная школа высшего спортивного мастерства – центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России» / О.В. Тиунова. – М.: РКонсульт, 2006. – 32 с.
19. Тиунова, О.В. Коррекция неблагоприятных психоэмоциональных состояний в спорте. ФГОУ «Государственная школа высшего спортивного мастерства – центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России» / О.В. Тиунова. – М.: Р Консульт, 2006. – 28 с.
20. Тиунова, О.В. Индивидуальные задания и групповые тренинги в психологической подготовке спортсменов. ФГОУ «Государственная школа высшего спортивного мастерства – центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России» / О.В. Тиунова. – М.: Р Консульт, 2007. – 24 с.
21. Хекалов, Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция / Е.М. Хекалов. – М.: Советский спорт, 2003. – 64 с.
22. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. – Киев, Олимпийская литература, 2001. – 335 с.
23. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. – М.: КНОРУС. 2017. – 112 с.
24. Малкин В., Рогалева Л. Спорт – это психология / В. Малкин, Л. Рогалева. – М.: Спорт, 2015. – 176 с.
25. Дмитренко, Л. М. Современные психофизиологические технологии управления подготовки спортсменов / Л. М. Дмитренко, А. В. Петров // Таврический научный обозреватель. – 2017. – № 10 (27). – С. 53–59.
26. Кукушкин, В.В. Хоккей нового времени: учебное пособие. – М.: Спорт. 2015. – 216 с.
27. Психология физической культуры. – М.: Спорт, 2016. – 624 с.
28. Сибирев, В.В. Психофизиологические особенности юных хоккеистов в условиях тренировочной деятельности / В.В. Сибирев, Ю.К. Родыгина // Теория и практика физической культуры. – 2016. – №9. – С. 72–74.
29. Твист П. Хоккей: теория и практика / П. Твист. – М.: Астрель–Аст, 2015. – 288 с.
30. Уляева, Л.Г. Психолого–педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности / Л. Г. Уляева, Е. В. Мельник и др.; под общ. ред. Л. Г. Уляевой. – М.: Издатель Мархотин П. Ю., 2015. – 236 с.
31. Михно, Л.В. Теоретическая модель повышения эффективности соревновательной деятельности игровых сочетаний в хоккее с шайбой на этапе начальной подготовки с учетом индивидуальных психологических особенностей хоккеистов / Л.В. Михно, Ю.С. Чичелова, И.А. Чичелов // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. № 8. – С. 13–18.
32. Горский, Е.В. Анализ индивидуальных и командных технико–тактических действий в современном хоккее / В.Е. Горский, И.В. Захаркин, Л.В. Михно, И.А. Чичелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2. – С. 57–63.
33. Михно, Л.В. Детско–юношеский хоккей – фундамент спорта высших достижений / Л.В. Михно, А.В. Точицкий, И.А. Чичелов // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 8. – С. 12–14.
34. Романова, Н.Н. Психолого–педагогические основы и методика развития волевых качеств хоккеистов 14–15 лет / Н.Н. Романова, Д.А. Дятлов, Н.И. Бородулин // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. – № 3. – С. 47–61.
35. Гареева, А.С. Выявление индивидуально–психологических особенностей, влияющих на эффективную реализацию тактических действий хоккеистов 16–17 лет / А.С. Гареева, В.С. Цыбульский, Б.М. Хамматов // Kant. – 2020. – № 1. – С. 67–71.
36. Романова Н.Н. Психологические аспекты подготовки юных хоккеистов / Н.Н. Романова, Я.В. Латюшин, Д.А. Дятлов, В.А. Кулиев // Педагогико–психологические и медико–биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2019. – №3. – С. 51–56.
37. Огородова, Т.В. Локус контроля и мотивация достижения у хоккеистов / Т.В. Огородова, В.Б. Токарева // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 34. – С. 117–123.
38. Харитонова, Л. Г. Психофизиологическое и психологическое состояние хоккеистов с различным типом вегетативной регуляции / Л.Г. Харитонова, Н.В. Павлова, Т.А. Линдт, И.М. Макарова // Человек. Спорт. Медицина. – 2009. – № 20. – С. 89–94.
39. Алборова, К.А. Динамика психоэмоционального состояния юных хоккеистов при проведении психокоррекции / К.А. Алборова, Ю.К. Родыгина // Ученые записки университета Лесгафта. – 2016. – № 4. – С. 78–80.
40. Насретдинов, Д. М. Управление учебно–тренировочным процессом в хоккейном клубе / Д.М. Насретдинов, П.С. Горулев // Вестник Башкирского университета. – 2011. – №4. – С. 98–100.
41. Павлова, Н.В. Модельные характеристики подготовленности юных хоккеистов в процессе многолетней спортивной подготовки / Н.В. Павлова, О.С. Антипова, Е.А. Реуцкая // Ученые записки университета Лесгафта. – 2017. – №1. – С. 12–18.
42. Газимов, И.Р. Методика технической подготовки хоккеистов на спортивно–оздоровительном этапе / И.Р. Газимов // Ученые записки университета Лесгафта. – 2015. – №1. – С. 72–73.
43. Попов, А.Л. Спортивная психология / А.Л. Попов. – М.: Спорт, 2013. – 401 с.
44. Ушаков, В. Психология и коучинг в воспитании юных чемпионов / В. Ушаков. – М.: Общая психология, 2017. – 214 с.
45. Кузьменко, Г.А. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Основы психологических знаний юного спортсмена / Г.А. Кузьменко. – М.: Спорт, 2013. – 402 с.
46. Иванов, А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А. Иванов. – М.: Спорт, 2016. – 216 с.
47. Серова, К.Л. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте / К.Л. Серова. – М.: Учебная литература, 2017. – 218 с.
48. Ротелла, Б. Психология чемпионов. Мышление, приводящее к победе в спорте и жизни. – М.: Спорт, 2015. – 293 с.
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты