Проблемы реализации законодательства о социальной защите инвалидов
Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова
Диплом
на тему: «Проблемы реализации законодательства о социальной защите инвалидов»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
42000.00 KZT
Проблемы реализации законодательства о социальной защите инвалидов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ
1.1 Нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов
1.2 Права инвалидов в области социальной защиты
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Анализ судебной практики в области социальной защиты инвалидов
2.2 Основные направления совершенствования законодательства о социальной защите инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Специальными устройствами, которые облегчают жизнь инвалидам, должны оборудоваться, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты дорожные переходы и тротуары. Так же должны иметься в наличии специальные стоянки и номера для автомобилей инвалидов, специальные туалеты, что уже является стандартами инфраструктуры во многих странах мира.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с совершенствованием государственной политики защиты прав инвалидов.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с совершенствованием государственной политики защиты прав инвалидов.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с совершенствованием государственной политики защиты прав инвалидов.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
рассмотреть понятие государственной политики;
рассмотреть проблемы государственной политики.
Методологическая основа исследования. Теоретической ч основой данного исследования послужили фундаментальные труды классиков социально-философского, политологического, социально-психологического, культурологического знания, общие теоретические и методологические подходы к анализу проблем государственной социальной политики и интеграции инвалидов в общество. В теоретической части исследование опирается на совокупность приемов и способов научного анализа, целесообразность применения которых .определяется поставленными целями и задачами диссертации. В работе применялись социально-долитический, г 11 исторический, сравнительный, социологический (анкетный опрос, интервьюирование, экспертный опрос) методы, а также метод включенного наблюдения. Государственная политика в области социальной . интеграции инвалидов анализируется как комплексная проблема. Исследование данного феноменабазируется, на идеях естественного права; гражданского «общества; правового, социального государства (Ш. Монтескье; Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк, F.B.Ф.Гегель, JI. фон Штейн, Р. фон Моль, Ю. Оффнер, Ф. Науманн, А. Вагнер, JL Дюги, Дж. Роулс, Р. Дарендорф, А. . Фурсан, В. Мишник, М. Фридман, Ф.А. фон Хайек, Й. Штрассер и другие). В работе используютсятеории институционализма, функционализма, социокультурная, психологическая, социализации.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ
1.1 Нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов
Государственная образовательная политика в Республике Казахстан направлена на разработку и реализацию эффективных механизмов интеграции людей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью в образовательный процесс и обеспечение им наиболее благоприятных образовательных условий.
Сформировавшееся в последние годы в Республике Казахстан понимание экономической целесообразности и высокой социальной значимости обеспечения лицам с инвалидностью эффективного и непрерывного профессионального образования, которое обеспечивает их высокую конкурентноспособность на рынке труда, обусловило значительные трансформации в системе высшего и послевузовского образования. В нормативно-правовых документах: Законах РК «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Государственной программе развития образования и науки в Республике Казахстан на 2016–2019 годы, проекте Национального плана по улучшению качества жизни инвалидов, Комплексе мер по дальнейшему развитию системы инклюзивного образования в Республике Казахстан на 2015–2020 годы и др. безусловно закреплены гарантии права людей с инвалидностью на получение образования на всех его уровнях, включая высшее и послевузовское образование [1–7].
В настоящее время в стране распространены следующие модели включения студентов-инвалидов в образовательный процесс вузов:
1. Полное включение людей с инвалидностью в образовательный процесс, обеспеченный специальными условиями и психолого-педагогическим сопровождением.
2. Дистанционное обучение. Так, на основании «Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» в вузах страны в отношении детей-инвалидов, инвалидов I и II групп применяются дистанционные образовательные технологии, которые реализуются в следующих видах: ТВ-технология, сетевая технология, кейс-технология и др. [8].
Стоит отметить, что в Казахстане не получила своего распространения частичная форма инклюзивного высшего образования, предполагающая создание в обычных вузах специальных групп для людей с инвалидностью или даже открытие специальных высших учебных заведений для данной категории населения. На наш взгляд, указанная форма частичной интеграции является продолжением сегрегации по отношению к людям с инвалидностью, не отвечает требованиям современного мира и направлениям развития казахстанского (инклюзивного) общества. Обучение студентов-инвалидов в специальных (отдельных) группах в вузе не способствует полноценной интеграции их в общество здоровых сверстников, ограничивает их общение, затрудняет их профессиональную самореализацию и в итоге снижает их конкурентноспособность на рынке труда.
Характеризуя первую модель включения студентов-инвалидов в образовательный процесс вузов, т.е. полную интеграцию, стоит отметить увеличение количества государственных грантов, специально выделяемых для них. Так, по данным Министерства образования Республики Казахстан, за последние пять лет прием инвалидов в вузы увеличился вдвое. Специальная квота для студентов-инвалидов в отечественных вузах выросла с 0,5% до 1%. Для сравнения, в 2012/2013 учебном году было выделено 294 специальных гранта, в 2017/2018 учебном году – 444 гранта. Это положительная тенденция, хотя до европейского уровня здесь еще далеко (во Франции доля инвалидов среди студентов составляет 5%).
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Анализ судебной практики в области социальной защиты инвалидов
В последнее десятилетие проблемы детей с ограниченными возможностями привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека.
В настоящее время возможности реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья связаны с наличием целого комплекса проблем правового, организационно-технического, финансового, социального характера. Вот потому, стратегическая цель государственной политики Республики Казахстана является развитие системы инклюзивного образования, как одной из приоритетных направлений Государственной программы развития образования в Казахстане. В него должно входить повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и нуждам каждого гражданина, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности которых обуславливают необходимость создания специальных условий для получения ими качественного образования.
Местные исполнительные органы обеспечивают занятость инвалидов путем:
установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере 2-4 процентов от общей численности рабочих мест;
создания дополнительных рабочих мест для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
создания специальных, а также социальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
организации профессионального обучения инвалидов.
Для инвалидов первой и второй групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более тридцати шести часов в неделю, предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью не менее шести календарных дней. Работа в ночное время допускается с согласия инвалида и при условии, если такая работа не запрещена для него по состоянию здоровья.
Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по службе, увольнение по инициативе работодателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда по заключению территориального подразделения уполномоченного органа в области социальной защиты населения состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда других лиц.
Инвалиды 1 и 2 группы со сроком инвалидности бессрочно освобождаются от пенсионных отчислений.
Инклюзивное образование (фр.inclusif-включающий в себя, лат.includeзаключаю, включаю, вовлекаю) – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью[3].
Инклюзивное образование должно стать частью системы общего образования, и государство должно создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями определяется группой факторов. Один из этих факторов это социальная политика государственных властей в отношении инвалидов. Налоговые и финансовые льготы, целевое финансирование, субсидии, гранты, которые имеют в Западных странах главное значение, на данном этапе развития социума пока не соответствуют заявленной роли социального государства.
2. Патронаж во время учебного процесса осуществляется в форме предоставления индивидуальных помощников, таких как сотрудники вуза, общественных организаций и медицинских учреждений, оказывающих квалифицированную помощь студенту с ограниченными возможностями, кроме того, патронаж может осуществляться в форме волонтерской помощи обычных студентов вуза [5, с. 9].
Например, на вступительной церемонии в Университете Цукуба в 2014 г., в которой принимали участие 18 абитуриентов с ограниченными возможностями, силами студентов-волонтеров была обеспечена транспортная мобильность, текстовая трансляция церемонии на специальные экраны, установленные в зале, а также перевод на язык жестов [7].
В таких университетах, как Токийский, Осакский, Университет Цукуба для желающих поддерживать студентов-инвалидов проводятся специальные курсы «Техника поддержки студентов с ограниченными возможностями», окончившие эти курсы получают сертификат члена группы поддержки и включаются в вузовскую систему патронажа студентов-инвалидов.
Группы поддержки различаются в зависимости от деятельности, например, в Университете Цукуба работают группа поддержки инвалидов по зрению, группа поддержки инвалидов по слуху и группа поддержки студентов с ограниченной мобильностью.
Работа в таких «группах поддержки» оплачивается вузом, осуществляется под контролем педагогов и реабилитационных центров для студентов с ограниченными возможностями при указанных вузах [8].
Фактически для обеспечения инклюзивного образования в вузе создаются следующие структуры: ректорат, устанавливающий политику вуза по отношению к студентам с ограниченными возможностями, на каждом факультете работник, отвечающий за информационную поддержку студентов-инвалидов на всех этапах обучения, отдел по поддержке студентов-инвалидов, отвечающий за патронаж, страховая служба и консультативная служба, оказывающие экстренную помощь и помощь психологического характера.
3. Для успешного функционирования системы реабилитации инвалидов необходима дальнейшая разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических, экономических и правовых аспектов реабилитации инвалидов; разработка базовых программ реабилитации; разработка моделей центров реабилитации общего профиля и многопрофильных (для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, патологией органа зрения и т.д.); научная разработка психофизиологических критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в различных формах обучения, методика адаптации базовых программ профессионального обучения применительно к инвалидам.
4. К сожалению, существующие методы и подходы поддержки и помощи инвалидам в сфере занятости, не отвечают задачам полного использования трудового потенциала инвалидов, это увеличивает рост безработицы, сокращает занятость, ухудшает материальное положение инвалидов и их семей, а также способствует социальному напряжению в современном обществе.
1. Комплекс мер по дальнейшему развитию системы инклюзивного образования в Республике Казахстан на 2015-2020 годы: Приказ Министра образования и науки РК от 19.12.2014 № 534.
2. О правах ребенка в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 8.08.2002 №345.
3. О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 13 апр. 2005 г. № 39-III [Электронный ресурс].
4. О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями: Закон Республики Казахстан от 11.07.2002 №343.
5. Об образовании: Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 №319-ІІІ.
6. Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы: Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 г. № 460.
7. Общественность обсудила Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.zakon.kz/4959334-obshchestvennost-obsudila-natsionalnyy.html
8. Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям: Постановление Правительства Республики Казахстан от 19.01.2012 №112.
9. Конституция Республики Казахстан;
10. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года;
11. постановление акимата города Костанай №1377 от 13 июня 2016 года «Об установлении перечня категорий граждан, пользующихся физкультурно-оздоровительными услугами бесплатно или на льготных условиях, за исключением инвалидов, а также размеров льгот»;
12. Официальный сайт ГУ «Управление физической культуры и спорта акимата Костанайской области» – https://www.gov.kz/memleket/entities/kostanai-sport?lang=ru
13. Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте»;
14. Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года №288-V ЗРК «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
15. Волчок Н.А. Будем жить без барьеров // Социальная защита,2012,№ 5.
16. .Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика/Под ред. Новиков М.Л.М: "Перспектива"
17. Кавокин С.Н. Глобальный кризис и положение инвалидов в современной России//Уровень жизни населения регионов России,2012,№7.40с.
18. Кавокин С.Н. Нужны ли государству инвалиды? // Человек и труд, 2011, № 7.-38с.
19. Лунев, В. П. Общий накопленный контингент инвалидов трудоспособного возраста населения Российской Федерации и его социально-гигиеническая характеристика// Здравоохранение Российской Федерации, 2007,№ 3.40с.
20. Левенцов А.Н., Методы принятия решений в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие /А.Н Левенцов., В.В Ходырев. Санкт-Петербург, 2016
21. Малева Т. , Васин С. , Голодец О., Бесфамильная С. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. Учебник.М.: РОССПЭН,2012.356с.
22. Никитин Д.А. Трудоустройство инвалидов:интегрированный подход: Учебник.М: Пресс-бук,2012.-256с.
23. Новиков М. Л. Пособие для специалистов, работающих в сфере трудоустройства людей с инвалидностью.Учебник.М: "Литкон",2012.-237с.
24. Региональная управление и территориальное планирование. Учебное пособие / Соколицын А.С., Селентьева Т.Н., ХодыревВ.В., Швецов К.В. Санкт-Петербург, 2016
25. Ходырев, В.В. Корпоративная социальная ответственность: Учебное пособие. /В.В. Ходырев. Санкт-Петербург, 2016
26. Шашина , Н.С. Система государственного и муниципального управления: Учебно-методическое пособие / Н.С. Шашина , В.В. Ходырев. Санкт-Петербург, 2012.
27. Швецов, К.В. Территориальная организация населения и хозяйства: Учебное пособие / К.В. Швецов. Санкт-Петербург, 2016
28. Швецов, К.В., Демография: Учебное пособие /К.В. Швецов, Н.Е. Ефимова. Санкт-Петербург, 2016. (3-е издание, исправленное и дополненное.
29. The Convention on the rights of persons with disabilities was adopted by General Assembly resolution 61/106 of 13 December 2006;
30. The Standard rules on the equalization of opportunities for persons with disabilities were adopted by General Assembly resolution 48/96 of 20 December 1993;
31. The Declaration on the rights of persons with disabilities was adopted by resolution 3447(XXX) of 9 December 1975 of the thirteenth session of the United Nations General Assembly;
32. Convention on the rights of persons with disabilities, adopted by the United Nations General Assembly in new York on 13 December 2006.
33. Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республики Казахстан»;
34. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан – https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek?lang=ru
Работа защищена на оценку «4» без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию и реквизиты для оплаты